Ефремов показал, чему научился у Райкина.

Спектакль по набившей оскомину школьной классике поставил популярный режиссер Виктор Рыжаков. Личины Фамусова, Скалозуба, Молчалина и прочих он доверил выпускникам Школы-студии МХАТ (мастерская Константина Райкина). Как будто знал, что юные актеры с несовременной задачей справятся, вдохнут новую жизнь в затасканные грибоедовские цитаты.

Модернизированное «Горе от ума» — дерзкий спектакль, переросший из ученической работы во вполне взрослую постановку. Здесь уместны и современная сценография, и черно-белые почти водолазные костюмы, и предельно сжатое сценическое время («Горе» длится ровно 1 час 50 минут). Но самое главное — внятные актерские работы. Главная роль досталась продолжателю знаменитой династии Никите Ефремову. 23-летний актер (успевший влиться в коллектив «Современника») получил за нее премию «Золотой лист». Награду он оправдывает. Его Чацкий — сначала стремительный и пылкий, позже — раздавленный и печальный. Ефремов мастерски играет человека, оказавшегося в ненужном месте в ненужное время. Яркую и честную личность, чьи молодые мечты о «другой» жизни и настоящей любви не просто погасли, но в одночасье превратились в прах. К финалу Чацкий Ефремова заметно взрослеет, в глазах застывает недетская печаль, движения теряют мальчишескую легкость. «Глядел, и видел, и не верил» он произносит сломанным голосом.

Актерскому решению соответствует замысел художника-постановщика. Воет ветер, мерзнут лицо и руки, одна на двоих с Софьей кофточка не спасает не только от зимней, но и от сердечной стужи.

Ефремов в этом спектакле играет отнюдь не попирателя старого социального строя, но несчастливого героя-любовника. И в этом главное отличие «молодой» постановки от тысяч старых. Рыжаков сместил акценты, воздвигнув любовную драму на пьедестал режиссерских и актерских амбиций. Сделав при этом произведение классика ближе к своим современникам. Зрители от такой метаморфозы в восторге. Актеры — тоже.

Полковник Скалозуб — яркая карикатура на гоняющегося за чинами и нимфетками столичного пустозвона, Фамусов — скучающий истерик и плут, Лиза — смекалистая служанка, Софья — еще девочка, разобиженная на уехавшего в дальние края друга и решившая отомстить ему якобы-любовью к другому. Наконец, Молчалин — тихий, а потому опасный мерзавец.

Парад узнаваемых лиц, между тем, идет не сам по себе, он вписан в общий постановочный стиль. В строгую концепцию, согласно которой зрителю показывают современную Москву и то, как легко этот город перемалывает душу, как исчезают радость и праздник, а на их месте возникают усталость и неизбывная боль. А жить дальше приходится как раз с ними.