Спектакль Тамар. Синий бог. Болеро

Оценка редакции
Дата премьеры: 25 октября 2005

Лейла Гучмазова, «ВД» 10.05.07: Фестивальная посевная
 
Фестиваль - «Черешневый лес» представляет вечер балетов Русских сезонов.
«Тамар», «Синий бог» и «Болеро» от Фонда Мариса Лиепы – по большей части ремейк ремейка. Первые два балета уже показывали в Москве в рамках проекта «Русские сезоны ХХI век».
 
Золотая жила бесхозного наследия легендарного Сергея Дягилева найдена Андрисом Лиепой и разрабатывается им методично. Некогда Русские сезоны лучшего русского импресарио потрясли мир, определив его культурные ориентиры на несколько лет вперед. И поскольку времена были бурные, авторские права на название, партитуры, сценографию и прочие конкретные «мелочи» потеряли хозяев. Разумный человек Андрис Лиепа решил, что этим стоит заняться, и время от времени выпускает балетные проекты по образу, подобию и по мотивам легенд.
 
Балет «Тамар», Фонд Мариса ЛиепыВ нынешнем наборе - «Тамар» с честно утраченной хореографией Михаила Фокина (новая - Юриюс Сморигинас) на музыку Милия Балакирева, поставленный под ведущую балерину Мариинского театра Ирму Ниорадзе, которая просто создана для танца неприступной царицы гор и выглядит в нем очень органично. Внятная сюжетная линия «про любовь» на три главных лица делает эту одноактную вещицу милой и вполне пригодной к употреблению.
 
Со второй сложнее. «Синий бог» 1912 года провалился даже в дягилевской антрепризе, поскольку был поставлен на блеклую музыку Рейнальдо Хана. В возрождение из пепла очень верил Николай Цискаридзе, который тоже буквально создан быть богом, пусть даже и синим. Но к премьере что-то не сошлось. То ли убийственно блестящая сценография с летающим змием, то ли невнятность хореографии британца Уэйна Иглинга, то ли замена партитуры на категорически нетанцевальную «Поэму экстаза» Скрябина тому виной, но спектакль получился мишурным. В дуэтах Синего бога-Цискаридзе и Богини-Илзе Лиепы просматривались лишь сложные телосочетания Германна и Графини из «Пиковой дамы» Большого театра, припорошенные экзотикой и восточной чувственностью.
 
Эскиз к балету «Болеро», Фонд Мариса ЛиепыСамое обидное, что повторение «Синего бога» произошло по техническим причинам. Цискаридзе готовил для показа скандально знаменитый «Послеполуденный отдых фавна» легендарного Вацлава Нижинского, но не успел; премьеру обещают дать в ближайшем будущем. А пока на вечере будет восстановленный опус его сестры Брониславы Нижинской, самый загадочный балет ХХ века - «Болеро» на музыку Мориса Равеля. Тень Брониславы в связи с «Болеро» у нас тревожат впервые. И здесь хочется надеяться на успех: танцующая главную партию Илзе Лиепа давно и умело пользуется своим сходством с легендарной звездой Парижа тех лет Идой Рубинштейн, по заказу которой «Болеро» и было написано.  

Говорят, что балет восстанавливают по оригинальным эскизам, фотографиям, и записям самой Нижинской, предоставленных ее внучкой Натали Раец. Еще одна надежда – ставить помогает ученица великой Брониславы, американка Хилари Митчелл. Остается добавить, что костюмы по эскизам Бенуа и Бакста восстанавливала Анна Нежная, а вместе с солистами танцует «Кремлевский балет».

 


 

Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы и Компания SAV Entertainment 
представляют проект «РУССКИЕ СЕЗОНЫ XXI ВЕК».


Художественные руководители проекта - Андрей Петров и Андрис Лиепа.

ТАМАР
В ролях – Ирма Ниорадзе, Илья Кузнецов, Игорь Пиворович и балетная труппа театра «Кремлевский балет».
Премьера воссозданного спектакля состоялась 22 марта 2006 года

БОЛЕРО
Исполнители главных партий – Илзе Лиепа и Марк Перетокин

СИНИЙ БОГ
В ролях – Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Наталья Балахничева, Юрий Белоусов и балетная труппа театра «Кремлевский балет»
Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года

 


 

«Ваш Досуг», 21.10.05: Сезонный бог

На сцене Кремлевского дворца грядет презентация проекта «Русские сезоны. ХХI век». Планы у новых наследников старого бренда грандиозные, а серьезность намерений должны подтвердить два одноактных балета в один вечер – «Синий бог» и «Жар-птица»

Новыми наследниками легендарных Русских сезонов в Париже назвались Фонд Мариса Лиепы и продюсерская компания SAV-Intertainment. В канун столетия проекта Сергея Дягилева эти неглупые люди решили устроить в Москве «отзвуки вальса» по мотивам знаменитого проекта начала ХХ века. В самом деле – бренд отменный, повлиявший на умы, искусство и даже моду. Теперь с этим брендом на щите «новые сезонцы» хотят нести по свету репертуар легендарной антрепризы. Плюс к нему - ворох сопутствующих поправок в виде DVD, новых редакций легендарных спектаклей и гала-концертов русских звезд.
Москве уже представляли несколько пилотных выпусков. «Жар-птицу», сделанную Андрисом Лиепой вместе с Изабель Фокиной, внучкой хореографа Михаила Фокина, исполняла балерина Мариинского театра Ирма Ниорадзе. Несколько раз танцевала «Шехеразаду» Илзе Лиепа, которая в лучшие моменты спектакля выписывает на сцене замысловатые узоры ар-нуво. На очереди балет «Тамара» по романтической поэме Лермонтова в стилистике рисунков Врубеля. А ближайшая премьера – одноактный «Синий бог».
От его либретто сердце радуется – сюжеты индийского кино кажутся просто пластмассовым недоразумением. Итак: юношу посвящают в жрецы, но в самый ответственный момент его зазноба не выдерживает и кидается поперек действа. Юношу утаскивают, девушку запирают в особый индийский храм, где стоит отодвинуть какую-то плиту, как на тебя набрасываются ужасные чудовища. Счастье, что девушка вовремя вспоминает про высшие силы, и вот уже богиня и Синий бог появляются из лотоса, одолевают чудовищ, возвращают юношу, а всех неправильных жрецов гонят вон. Сценарий, между прочим, Жана Кокто.
В старой постановке Фокина было три ключевых момента. Первый – в балете не столько танцевали, сколько воспроизводили позы из росписей древних индийских храмов – можете себе представить, как это было ново. Второе – русские рецензенты обзывали балет феерией главным образом потому, что танцовщицы в нем прохаживались как бы с павлинами на плечах. Хвосты импозантно покрывали плечи и влачились по полу, какие уж тут танцы. И третье: Фокин придумал танец дервишей в веревочных костюмах, соединив в один «общий Восток» все, что про него знал. Дервиши кружились, веревки образовывали в воздухе круг – то был один из первых опытов игры с костюмом. Но главным козырем Русских сезонов были артисты. Синего бога танцевали по очереди то гениальный Вацлав Нижинский, то сам хореограф, а Девушкой была стильная Тамара Карсавина.
Бесспорным пробелом спектакля была слабая музыка, и нынешние реставраторы первым делом решились заменить ее на «Поэму экстаза» и часть «Божественной поэмы» Скрябина, которых композитор опрометчиво мечтал исполнить в индийском же храме. Хореографом выступит известный английский танцовщик Уэйн Иглинг, ныне худрук Английского национального балета, притом, что общее художественное руководство проектом разделили Андрис Лиепа и Андрей Петров, худрук Кремлевского балета. Труппа Петрова репетирует спектакли, и на роль Девушки претендуют сразу две замечательные примы труппы – Наталья Балахничева и Кристина Кретова. Богиня, несомненно, одна – Илзе Лиепа. А Синего бога - и в этом главная приманка проекта - танцует Николай Цискаридзе.
Можно, конечно, порассуждать о том, что теперешние звезды не чета тогдашним, что нельзя дважды в одну и ту же реку, что легенды не воспроизводятся, и так далее. Но при однообразии московской балетной жизни сама идея всколыхнуть театралов хоть отблеском Русских сезонов заслуживает внимания.

Специально для «ВД» свои комментарии к премьере дал Николай Цискаридзе:

От балета Фокина не сохранилось танцев, только эскизы Льва Бакста, фотографии да отзывы современников. Как вы решились на авантюру нового «Синего бога»?
Это совсем не авантюра. Эскизы Бакста очаровали меня еще в школе, и потому теперь я с радостью согласился на роль.

Но ведь в балете будет новая музыка?
И это замечательно. Мое появление идет на «Поэму экстаза» Скрябина. Правда, на сценическую репетицию нам в Кремле дали один день! Но такие военные условия хорошо мобилизуют. Долго я репетировал только в Парижской опере.

Говорят, вы самостоятельно шьете костюм?
Я очень суеверный, к костюму отношусь с пиететом и, что называется, коней на переправе не меняю. Потому попросил, чтобы мне его делала Юлия Берляева – я ее люблю и ей доверяю, она мне шьет все 14 моих сезонов в Большом, шила еще Марису Лиепе, шила Андрису. Я внимательно рассмотрел и эскизы Бакста, и фотографии Русских сезонов: по ним видно, что бюджет у Дягилева был скудноват. А я хочу, чтобы каждая розочка Бакста была в точности воспроизведена.

У вас к нему особое отношение?
Очень люблю Бакста, как и весь Серебряный век. После XVIII – это мое самое любимое время.

Правда ли, что балерина Русских сезонов Серафима Астафьева показывала Уэйну Иглингу фрагменты «Синего бога»?
Не знаю, я с ним общался только в зале. Но общий язык мы нашли, я люблю людей с юмором, которые шутят не только над артистом, но и над собой. И вообще - музыка первоклассная, художник первоклассный, артисты первоклассные. Во всяком случае, мы очень стараемся соответствовать предшественникам.

Отзывы о «Тамар. Синий бог. Болеро»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события