Отзывы о "Шотландский перепляс"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
13 июня 2014

Балетный блокбастер

Кровь и секс в ремейке «Сильфиды» от Мэтью Боурна.

Чеховский фестиваль в самом разгаре. И те, кто остался в этот длинный уик-энд в Москве, еще могут успеть увидеть главный хит репертуара этого года. Британец Мэтью Боурн показывает один из самых знаменитых своих балетов — «Шотландский перепляс». В ремейке классической «Сильфиды» главной герой Джеймс — не романтик с нежной душой, а наркоман и бабник, готовый веселиться в самых злачных местах современного Глазго ночи напролет.
 

Боурн — чуть ли единственный хореограф в мире, который умеет превращать скучную классику в актуальнейшее шоу, смотреть которые нравится абсолютно всем, — и балетоманам, и тем, кто танцы в пуантах на дух не переносит. Хореографию как таковую в его спектаклях сложно назвать выдающейся, но до этого никому нет дела: главное — всегда остроумно рассказанная история, декорации и костюмы. Безупречный вкус, с которым Боурн пересказывает старые сказки на новый лад, никогда его не подводил. Потому, несмотря на всю скандальность фантазийных версий старых балетов, пошлость на сцене исключена.

Итак, что такое «Сильфида» Боурна. Главный герой Джеймс собирается жениться на приличной и чопорной Эффи, но «порядочный семьянин» — это не про него. А потому после попойки с друзьями в одном из ночных клубов Глазго, обсыпанный белым порошком, он встречает готку с белыми крыльями. Это и есть Сильфида. Снится она ему в наркотическом бреду или существует на самом деле, большой вопрос. Но отвечать на него никто не собирается. Готка увлекает Джеймса на жуткие задворки Глазго, где развлекается с ним в брошенной кем-то старой машине. Когда Джеймс пытается в прямом смысле слова обрезать крылья у девушки своей мечты (он гоняется за Сильфидой с неправдоподобно большими ножницами в руках), та истекает кровью и погибает. Спектакль — мастерская издевка над символом романтического балета (так пишут о классической «Сильфиде» критики). Все артисты с видимым наслаждением насмешничают: очевидны преувеличенные романтические жесты, вызывающее смешение балетных «цитат» из классической «Сильфиды» и шотландских народных танцев. Кроме того, они танцуют что угодно, но не любовь: клубное веселье, уборку в доме «правильной» Эффи, секс на переднем сиденье машины…

Что касается сценографии, то она, как всегда у Боурна, остроумна. На сцене — обстановка мужского и женского туалетов в ночном клубе (Сильфида является Джеймсу, отключившемуся у писсуара), а потом заброшенный пустырь за городом. Публика смотрит на все это, ошалев от восторга. В финале аплодирует стоя. Ну, кто из современных хореографов, кроме Боурна, может так ловко манипулировать зрительской реакцией? Если вы еще не проверили его способности на себе, — советуем это сделать. Билеты пока есть!

Шотландский перепляс (540048)
Вы можете изменить этот текст

 

Отзывы о «Балетный блокбастер»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора