Пьесу Славомира Мрожека показали куклы.

Одним из номинантов на «Золотую маску» в номинации «Лучший кукольный спектакль» стала постановка «Убить Кароля» (Театр «Кукольный дом», Пенза). Режиссер  Владимир Бирюков перевел на язык кукол произведение Славомира Мрожека. Увы, ироничность пьесы  знаменитого  польского классика-абсурдиста передать не получилось, а вот гнетущую атмосферу мрачных предчувствий – вполне.

Мрожек  – писатель, всегда страстно обличавший тоталитаризм. Он  писал о разъедающем воздействии страшной системы не только на ее жертв, но и на тех, кто считался палачами. Действие  «Кароля» разворачивается в кабинете окулиста, воссозданного, к слову, в мельчайших деталях. Кабинет  умещается на небольшом столе с выдвижными ящиками. У стола работают кукловоды в черных медицинских масках. Из старенькой радиолы звучит брежневская речь.

Появляется сам врач. Затем два странных пациента – человек в кожаном плаще и его дед на инвалидной коляске, с ружьем. Дед всю жизнь искал некоего Кароля, но к старости стало подводить зрение. Вдруг Кароля он разглядел в окулисте. И вот тут и начинается самое интересное. Абсурдные обвинения сначала вызывают  смех, а потом страх. В итоге врач говорит, что Кароль – не он, а тот пациент, который вот-вот войдет в дверь. Его-то мгновенно «переключившиеся» дедушка и его внук  и убивают. Смысл истории: система ломает даже самых стойких. Изничтожает нравственность, лишает достоинства, обнаруживает раба. Но самое страшное даже не это, страшнее необратимость.

Огромная страна привыкла подчиняться, а комплекс жертвы, страх перед теми, кто хочет «убить Кароля» передался на генетическом уровне следующим поколениям. Следующие поколения – это мы, и мы тоже молчим. При всей прозрачности выводов спектакль не выглядит как агитка. Это не призыв меняться,  это приговор стране, существующей сегодня. Тот факт, что он озвучен в кукольном спектакле, делает его страшнее  и.. безжалостнее. Куклы – это марионетки. Об их ведомости нет необходимости догадываться, нитки, за которые дергают кукловоды (надо отдать должное их мастерству), видны всем.