Знаменитая балерина привезла в Москву новый проект.

О невероятной работоспособности Дианы Вишневой и ее неуемной жажде расширять имеющийся репертуар ходят легенды. Собственные проекты балерины — «Красота в движении» и «Диалоги» — в свое время были удостоены пяти премий «Золотая маска». Новые «Грани», судя по всему, ждет та же «участь». Собственно, минус у них один — прекрасная музыка Дэни Эльфмана, Джованни Соллимы и Рене Обри, звучащая в записи.

Все авторские проекты Вишневой посвящены современной хореографии, «Грани» в том числе. Это два коротких балета — «Переключение» и «Женщина в комнате». Оба придуманы мэтрами балетной сцены специально для русской балерины: автор «Переключения» — Жан-Кристоф Майо, арт-директор Балета Монте-Карло, второго — Каролин Карлсон, глава Национального хореографического центра Рубе Нор—Па-де-Кале. Язык их танца чрезвычайно непрост, но кроме внешней безусловной эффектности и общего нервного ритма, балеты объединяет философская платформа. Это не абстрактные хореографические зарисовки (что было бы предсказуемо, учитывая хронометраж (первый балет длится 30 минут. Второй — 40). Это размышления на заданную тему. На первый взгляд общую, на второй и третий — с диаметрально противоположными посылами.

В балете Майо Вишнева танцует звезду: жесткую, беспринципную, эгоистичную. Ее совершенное худое тело в блестящем наряде от Карла Лагерфельда «рассказывает» публике о том, кто здесь главный (на сцене еще два артиста). Повелительные жесты, высокомерные позы... Героиня Вишневой сосредоточена на идее завоевать любовь мужчины, влюбленного в другую. Она — звезда, и у нее, конечно, получается. Однако итог предсказуем: тотальное одиночество и ... снятые пуанты, трогательно привязанные к балетному станку. Цена за успех (не только балетный) высока: даже если ты снизойдешь до «простых смертных», они тебя никогда не полюбят. Звездный статус гарантирует социальный вакуум. О том, как это может быть страшно, и танцует этот балет Вишнева.

«Женщина в комнате» Карлсон — тоже об одиночестве. Но о том, которое необходимо. О времени, посвященном только себе — свои воспоминаниям, мечтам и мыслям. О в своем роде духовном самоутверждении. Здесь героиня Вишневой — просто женщина. Босая, она танцует у длинного деревянного стола, на котором вдруг появляются жизнерадостные лимоны и нож. На черном заднике сцены — гигантская фотокартина дерева (в финале в его листве «проявится» лицо балерины). Балет Карлсон сочинила под впечатлением от творчества отца и сына Тарковских. Отсюда эта сосредоточенная внешняя красота, а вместе с ней неспешность и мудрость мысли. Героиня вспоминает свою историю — бег в никуда, мгновения женской радости (сцены с туфлями на шпильках), любовные страдания ... Финал этой маленькой исповеди прекрасен: Вишнева вдруг улыбается, режет лимоны и предлагает попробовать их публике. Вот, мол, она какая — моя жизнь на вкус. Может статься, этот вкус вам понравится.