Машков поставил в МХТ ремейк спектакля-хита.

Прежний «№ 13» шел в главном театре страны 11 лет. И все 11 держал марку лучшей комедии, которую можно увидеть в Москве за деньги. При чем за большие деньги (перекупщики — народ циничный). Однако, когда звезды спектакля стали испытывать трудности с тайм-менеджементом (Миронов занялся Театром Наций, Золотовицкий — Школой-студией МХТ, а сам Машков на какое-то время перебрался в Голливуд), его отменили. Даже зажигательные «Примадонны» не смогли полностью залатать «дыру» в репертуаре. Сегодня «№ 13» вернулся: с другим актерским составом и в модном формате. И всем снова сделалось смешно.

«№ 13» Рэя Куни — классика жанра. Идеальная комедии положений, она действуют на зрителя, как витамин: мгновенно поднимает тонус. При этом ее легко опошлить и сделать не смешной, — сколько их, таких историй про развратных политиков, обманчивых жен и непутевых секретарей? Машкову же, и в первый, и во второй раз удалось избежать пошлости. Каждый нелогичный поступок героев доводит публику до смеховой истерики. На эту же цель работает и сценография. В яркую шотландскую клетку затянуты стены номера гостинцы, в которой случается вся эта история. А поскольку номер тринадцатый, то в нем постоянно что-то взрывается, искрит и падает. Кроме того, секретарша (сегодня ее играет Паулина Андреева) и монашка (трогательная Ирина Пегова) носится по сцене в кружевном белье.

В общем, аттракционов хватает. А тут еще политик, жаждущий «предаться страсти» с секретаршей (его вместо Авангарда Леонтьева играет Игорь Верник, чьи безупречные эстрадные манеры, наконец, оказались к месту и по делу) обнаруживает в номере тело незнакомого мужчины средних лет. Его шею переломила оконная рама в проклятом номере («труп» по-прежнему изображает феноменально двигающийся Леонид Тимцуник). Обнародовать новость значит положить конец репутации. Приходится крутиться, вызвав на помощь преданного секретаря. В первом варианте постановки его играл Евгений Миронов. Однако Сергей Угрюмов, при всей неизбежности сравнений, тоже прекрасно справляется с образом непутевого девственника, который боится мамы и ее сиделки. Вообще в новом старом спектакле все убедительны, но больше других выделяется фактурный Станислав Дужников в роли ревнивого мужа секретарши (он остроумно одет в костюм робокопа, а мотоциклетный шлем у него со снайперским прицелом) и орава китаянок-горничных с пылесосом на перевес. Их в первом спектакле не было, во втором они появились так, что кажется, будто были всегда. Сумасшедшая комедия с грохотом и свистом несется к финалу. Но даже на такой скорости легко заметить, какая работа проведена, чтобы спектакль выглядел как искрометное шоу с одной стороны и безупречно сыгранная пьеса с другой.

Шуточный видео-финал добавляет ремейку очков, — чеховская чайка летит в Камергерский переулок, к легендарному занавесу, а по дороге успевает задеть Биг-Бен и кремлевского двухглавого орла. Зачем? — да просто так, веселья ради.

фото (1,2): Екатерина Цветкова, фото (3): Михаил Гутеман