Эстеты

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
21 января 2014

«Эстеты»: на почве искусства

В Театре Моссовета поставили комедию о современном искусстве.

Премьера на Малой сцене Театра Моссовета. Режиссером стал молодой Сергей Аронин (ученик Каменьковича и Крымова). Он даже решился сам выйти на сцену, причем в не самых простых ролях чудиков от искусства (одного русского, другого — француза). «Эстеты» — это комедийная дилогия по мотивам двух очень известных произведений: пьесы «Искусство» Ясмины Реза и повести «Человек в пейзаже» Андрея Битова. Объединяет их большая тема творчества как образа жизни.

Предыдущей заметной работой Аронина был спектакль «Циники» по культовому роману Мариенгофа. Уже после него стало понятно, что у молодого режиссера есть свой стиль. Пускай еще не до конца сформировавшийся, но все же внятный. И «Циники», и «Эстеты» обладают особенным, несовременным шармом. Как бы легко и весело режиссер задает себе и зрителям трудные вопросы. В «Циниках» он задавал их о любви и революции. В «Эстетах» — об искусстве, дружбе и разнице менталитетов. Его юмор иногда наивен, но с учетом того, что в премьерном спектакле играет исключительно молодежь, всё смотрится и слушается органично.

Пьесу «Искусство» московские театралы видели не раз, ее ставили и в Маяковке, и в Табакерке, однако в тех спектаклях роли трех неразлучных друзей, поспоривших о том, что такое современное искусство, играли мастера сцены. У Аронина все трое — мальчишки: и он сам в роли претенциозного Сержа, и Владислав Боковин в роли реалиста Марка, и Михаил Филиппов в роли добродушного простака Ивана, которому вовсе необязательно с кем-то спорить, чтобы что-то доказать. Их громкая и смешная ругань, имеет ли право на существование белая картина с белыми поперечными полосами или она — профанация, выводит к совсем иным темам. Они говорят о том, кто чего стоит. Потом начинается разговор о любви, дружбе и истине. Как три мушкетера познают они мир через приятие друг друга, точнее отличных друг от друга мнений. Забавное видео, вклинивающееся в пространные диалоги трех героев, подчеркивает исключительность комичную сторону происходящего. Нам показывают художников, существующих сегодня — смешных, откровенно нелепых и... неумных. Но не обманка ли они? — поди знай. Впрочем, смех в зале — лучшее доказательство того, что видео здесь к месту и по делу.

Совсем по-другому смотрится вторая часть спектакля, за основу которой взят рассказ живого классика Андрея Битова. Здесь про искусство пространно рассуждают русские интеллигенты. Как водится, за рюмкой водки и стаканам портвейна. Их разговоры о высоком в какой-то момент отчетливо начинают напоминать театр абсурда. Тоже смешно, но иначе, не как у француженки Реза. Здесь смех смешан с горечью. У Битова живописец-алкоголик Павел Петрович выступает в роли учителя, а писатель-главный герой — учеником. И никто никаких мнений не пытается оспорить, разглагольствования одного воспринимается другим как высшая данность..

Конечно, к философской глубине произведений Резы и Битова (а она, несмотря на внешний комизм, есть), Аронов в своем спектакле только прикасается. Никого не заставляет он мучиться вечными вопросами. Но то, что эти вопросы перед зрителем ставит, несомненно. Просто один зритель после его спектакля будет в голос хохотать над «человеком в искусстве», а другой — задумываться о том, может ли он таким человеком стать.

фото Елены Лапиной

Отзывы о ««Эстеты»: на почве искусства»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.