В Театре Моссовета поставили комедию о современном искусстве.

Премьера на Малой сцене Театра Моссовета. Режиссером стал молодой Сергей Аронин (ученик Каменьковича и Крымова). Он даже решился сам выйти на сцену, причем в не самых простых ролях чудиков от искусства (одного русского, другого — француза). «Эстеты» — это комедийная дилогия по мотивам двух очень известных произведений: пьесы «Искусство» Ясмины Реза и повести «Человек в пейзаже» Андрея Битова. Объединяет их большая тема творчества как образа жизни.

Предыдущей заметной работой Аронина был спектакль «Циники» по культовому роману Мариенгофа. Уже после него стало понятно, что у молодого режиссера есть свой стиль. Пускай еще не до конца сформировавшийся, но все же внятный. И «Циники», и «Эстеты» обладают особенным, несовременным шармом. Как бы легко и весело режиссер задает себе и зрителям трудные вопросы. В «Циниках» он задавал их о любви и революции. В «Эстетах» — об искусстве, дружбе и разнице менталитетов. Его юмор иногда наивен, но с учетом того, что в премьерном спектакле играет исключительно молодежь, всё смотрится и слушается органично.

Пьесу «Искусство» московские театралы видели не раз, ее ставили и в Маяковке, и в Табакерке, однако в тех спектаклях роли трех неразлучных друзей, поспоривших о том, что такое современное искусство, играли мастера сцены. У Аронина все трое — мальчишки: и он сам в роли претенциозного Сержа, и Владислав Боковин в роли реалиста Марка, и Михаил Филиппов в роли добродушного простака Ивана, которому вовсе необязательно с кем-то спорить, чтобы что-то доказать. Их громкая и смешная ругань, имеет ли право на существование белая картина с белыми поперечными полосами или она — профанация, выводит к совсем иным темам. Они говорят о том, кто чего стоит. Потом начинается разговор о любви, дружбе и истине. Как три мушкетера познают они мир через приятие друг друга, точнее отличных друг от друга мнений. Забавное видео, вклинивающееся в пространные диалоги трех героев, подчеркивает исключительность комичную сторону происходящего. Нам показывают художников, существующих сегодня — смешных, откровенно нелепых и... неумных. Но не обманка ли они? — поди знай. Впрочем, смех в зале — лучшее доказательство того, что видео здесь к месту и по делу.

Совсем по-другому смотрится вторая часть спектакля, за основу которой взят рассказ живого классика Андрея Битова. Здесь про искусство пространно рассуждают русские интеллигенты. Как водится, за рюмкой водки и стаканам портвейна. Их разговоры о высоком в какой-то момент отчетливо начинают напоминать театр абсурда. Тоже смешно, но иначе, не как у француженки Реза. Здесь смех смешан с горечью. У Битова живописец-алкоголик Павел Петрович выступает в роли учителя, а писатель-главный герой — учеником. И никто никаких мнений не пытается оспорить, разглагольствования одного воспринимается другим как высшая данность..

Конечно, к философской глубине произведений Резы и Битова (а она, несмотря на внешний комизм, есть), Аронов в своем спектакле только прикасается. Никого не заставляет он мучиться вечными вопросами. Но то, что эти вопросы перед зрителем ставит, несомненно. Просто один зритель после его спектакля будет в голос хохотать над «человеком в искусстве», а другой — задумываться о том, может ли он таким человеком стать.

фото Елены Лапиной