Большая советская энциклопедия

Большая советская энциклопедия Большая советская энциклопедия
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
24 января 2014

«Большая советская энциклопедия»: жизнь навзрыд

"Большая советская энциклопедия":"Большая советская энциклопедия«: жизнь навзрыд
Николай Коляда поставил спектакль о Вере и правде.
 
Гастроли Коляда-театра в самом разгаре, а очереди в кассу ТЦ «На Страстном» короче не становятся. Наряду со спектаклями «большой формы» — масштабными, всегда шумными и крикливыми постановками по классическим произведениям, Коляда показывает и «малую форму», постановки собственных пьес. Недавняя премьера — «Большая советская энциклопедия». Камерный спектакль (он рассчитан всего на троих актеров), обладающий фантастической силой правды. Кажется, так про жизнь Коляда еще не ставил и не писал.
 
В одном из интервью Коляда заметил, что, кто бы ни брался за его произведения, он их видит иначе. Поэтому смотреть «БСЭ» в режиссуре самого автора заранее представлялось важным. Как оказалось, именно здесь Коляда-драматург и Коляда-режиссер, наконец-то, нашли друг друга по-настоящему. Придраться не к чему, да и не хочется.
 
На сцене — пыльная комната со старым комодом, грудой чемоданов и пакетами с мусором. В центре — кровать с железной сеткой. На ней недавно лежала старушка, за которой ухаживала Вера из «Соцзащиты», угловатая девица в дурацких очках и детсадовскими песенками про «усики-трусики» на языке (прекрасная работа Ирины Ермоловой). Вера прыгает на железной сетке, и публике видны ее рейтузы дикого цвета. Она — блаженная, которая все время ждет какого-то Сережу из своих снов, чтобы «отдать ему себя». А чтобы ждать было не так тяжело, утешает одиноких стариков перед смертью. Ухаживает за ними, танцует под Леонтьева и рассказывает, что ждет каждого из них ТАМ.
 
Когда старушка из этой квартиры умерла, появилась ее племянница Вика (Василина Маковцева) с требованиями отдать бриллианты, якобы у старушки припрятанные. А Вера ничего о бриллиантах не слышала, честно передала «привет от покойницы» — та, дескать, завещала родственнице все тома Большой советской энциклопедии.
 
Чуть позже в квартире появляется некий Артем (Илья Белов), притворяющийся командировочным, на самом деле жаждущий провести время с молодой любовницей (комнаты в квартире покойницы уже сдаются). Пока все трое выясняют отношения друг с другом, мы узнаем о них много нового. Вика, напившись и размазав тушь по лицу, начинает истошно орать о том, как ей надоела нищета, и как ей хочется замуж. Артем признается, что женат. А Вера в него влюбляется. Когда же она понимает, что герой плотоядно смотрит на Вику, то берется за топор с криком «он мой, никуда не пущу!». В итоге, действительно, не пускает. Подсовывает в энциклопедию драгоценности, подаренные другими старушками, — и Вика самоустраняется.
 
Артему Вера тоже дарит бриллианты, и тоже просто так. Однако Артем никуда не уходит. Он падает в слезах на пол и корчится там, пока героиня, надев свадебное платье умершей, рассказывает ему про Бога. Про счастье, которое достижимо только на небесах. Про любимых, которые ждут нас там. Про любящих, которых никогда не было, а там будут. Пожить счастливо здесь, на земле, никому не придется. Честно — вот это возможно. Тогда кино, которое тебе покажет Бог перед тем, как растворить в воздухе, будет не таким мучительно стыдным. Артему плохо на наших глазах, его выворачивает наизнанку правда и оглушает чувство вины перед Верой. И перед жизнью.
 
Коляда в этой пьесе действует, как хирург. Давит на самое больное, вырезает и рассматривает при реанимационном свете. Чтобы нам сначала было невыносимо терпеть, а потом, вместе со счастливой слезой, пришло облегчение. Мы все живем трудно, но, оказывается, это так надо. Это кино для Бога, и от заснятого зависит, будут ли счастливы наши души.  
Коляда в этой пьесе действует, как хирург. Давит на самое больное, вырезает и рассматривает при реанимационном свете. Чтобы нам сначала было невыносимо терпеть, а потом, вместе со счастливой слезой, пришло облегчение. Мы все живем трудно, но, оказывается, это так надо. Это кино для Бога, и от заснятого зависит, будут ли счастливы наши души. жизнь навзрыд
Николай Коляда поставил спектакль о Вере и правде.
Гастроли Коляда-театра в самом разгаре, а очереди в кассу ТЦ «На Страстном» короче не становятся. Наряду со спектаклями «большой формы» — масштабными, всегда шумными и крикливыми постановками по классическим произведениям, Коляда показывает и «малую форму», постановки собственных пьес. Недавняя премьера — «Большая советская энциклопедия». Камерный спектакль (он рассчитан всего на трех актеров), обладающий фантастической силой правды. Кажется, так про жизнь Коляда еще не ставил и не писал.
«БСЭ» — пьеса относительно новая. Однако профессионалы ее уже заприметили, в Москве можно увидеть в версии театра «Около». В одном из интервью Коляда заметил, что, кто бы ни ставил его произведения, он их видит иначе. Поэтому смотреть «БСЭ» в режиссуре самого автора заранее представлялось важным. Как оказалось, конкретно в этом спектакле Коляда-драматург и Коляда-режиссер, наконец-то, нашли друг друга по-настоящему. Придраться не к чему, да и не хочется.
На сцене — пыльная комната со старым комодом, грудой чемоданов и пакетами с мусором. В центре — кровать с железной сеткой. На ней недавно лежала старушка, за которой ухаживала Вера из «Соцзащиты», угловатая девица в дурацких очах и детсадовскими песенками про «усики-трусики» на языке. Вера прыгает на железной сетке, и публике видны ее рейтузы дикого цвета. Она — блаженная, которая все время ждет какого-то Сережу из своих снов, чтобы «отдать ему себя». А чтобы ждать было не так тяжело, утешает одиноких стариков перед смертью. Ухаживает за ними, танцует под Леонтьева и рассказывает, что ждет каждого из них ТАМ. Когда старушка из этой истории умерла, и в квартире появилась ее племянница Вика с требованиями отдать бриллианты, якобы у старушки припрятанные. А Вера ничего о бриллиантах не слышала, честно передала «привет от покойницы» — та, дескать, завещала родственнице все тома Большой советской энциклопедии. Чуть позже в квартире появляется некий Артем, притворяющийся командировочным, на самом деле жаждущий провести время с молодой любовницей (комнаты в квартире покойницы уже сдаются). Пока все трое выясняют отношения друг с другом, мы узнаем о них много нового. Вика, напившись и размазав тушь по лицу, начинает истошно орать о том, как ей надоела нищета и как ей хочется замуж. Артем признается, что женат. Вера в него влюбляется. А когда понимает, что Артем плотоядно смотрит на Вику, берется за топор с криком «он мой, никуда не пущу!». В итоге, действительно, не пускает. Подсовывает в энциклопедию драгоценности, подаренные другими старушками, — Вика самоустраняется. Артему Вера тоже дарит бриллианты, и тоже просто так. Однако Артем падает в слезах на пол и корчится там, пока героиня, надев свадебное платье умершей, рассказывает ему про Бога. Про счастье, которое достижимо только на небесах. Про любимых, которые ждут нас там. Про любящих, которых никогда не было, а там будут. Потому что пожить счастливо здесь, на земле, никому не придется. Но вот честно — возможно. И тогда кино, которое тебе покажет Бог перед тем, как растворить в воздухе, будет не таким мучительно стыдным. Артему плохо на наших глазах, его выворачивает наизнанку правда и оглушает чувство вины перед Верой. И перед жизнью.
Коляда в этой пьесе действует, как хирург. Давит на самое больное, вырезает и рассматривает при реанимационном свете. Чтобы нам сначала было невыносимо терпеть, а потом, вместе со счастливой слезой, пришло облегчение. Мы все живем трудно, но, оказывается, это так надо. Это кино для Бога, и от заснятого зависит, будут ли счастливы наши души.

Отзывы о ««Большая советская энциклопедия»: жизнь навзрыд»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.