Коляда-театр: гастроли под дых
Лучший провинциальный театр страны показывает всё новое и лучшее.
 
Самые масштабные гастроли Коляда-театра проходят в Москве прямо сейчас, в Театральном центре «На Страстном». Билеты можно достать с большим трудом, поскольку столичная армия поклонников екатеринбургского театра-самородка заметно выросла. Труппа привезла в Москву 16 спектаклей. Играют каждый день. Помимо премьерных «Мертвых душ», «Играем Мольера» и «Уроков сердца», можно посмотреть и многолетние спектакли-хиты. «Ревизор», безусловно, один из них. Судя по реакции переполненного зала, сегодня лучше Гоголя может быть только Гоголь.
 
Спектакль на первый взгляд развеселая народная комедия (собственно такой жанр указан даже в программке). И все на самом деле смеются. Только вот выходят из театра с вытянутыми лицами. Другого такого жестокого в своем главном посыле спектакля у Коляды нет. Его «Ревизор» — это лучшая иллюстрация того, как жила, живет и, по всей видимости, будет жить страна.
 
Смех узнавания своего рода давно уже терапия для россиян. А у Коляды не узнать героев невозможно. «Его» Русь — зона. Городничий — пахан, неправильно ставящий ударения в «умных» словах (инкогнИто, ревИзор, нУжда, отдОхнет) и всем показывающий два пальца вверх (мол, победа за нами). Чиновники — лицемеры и прилипалы, готовые целовать взасос любого авторитета, а потом на его же горбу «прокатиться с ветерком». Хлестаков (его фантастически точно играет главный актер театра — Олег Ягодин) — мелкий преступник с большим будущим. Женщины — все как одна похабные дуры, слуги — услужливые и трусоватые таджики. Их жизнью управляют лагерные законы. Вместо закона они чтут иерархию, а вместо человека — его статус. Любая гоголевская фраза из их уст, — сегодняшняя. А грязь на их улицах и страх в их душах повсеместны.
Грязь в этом спектакле — вообще главный символ. В грязи (она прямо на сцене!) буквально купаются, ею дают взятки, ее лепят себе на плечи вместо погон. Когда Хлестаков соблазняет и Городничиху, и дочку, он пачкает их этой самой грязью. А когда ближе к финалу всех охватывает дикий стыд, грязью «расстреливают» раздетых донага Добчинского и Бобчинского. Мол, кто-то же должен быть виноватым в ситуации, когда обманулись начальники.Лучшей метафоры для всего самого отвратительного и присущего нам, придумать трудно.
Вот и выходит, что смотреть на этот балаган со стороны смешно и больно одновременно. Родину, как известно, не выбирают. А она у нас именно такая, какой показывает ее Коляда — трагическая, искренняя и дурная. Словом, страна дураков.
Самые масштабные гастроли Коляда-театра проходят в Москве прямо сейчас, в Театральном центре «На Страстном». Билеты можно достать с большим трудом, поскольку столичная армия поклонников екатеринбургского театра-самородка заметно выросла. Труппа привезла в Москву 16 спектаклей.
Играют каждый день. Помимо премьерных «Мертвых душ», «Играем Мольера» и «Уроков сердца», можно посмотреть и многолетние спектакли-хиты. «Ревизор», безусловно, один из них. Судя по реакции переполненного зала, сегодня лучше Гоголя может быть только Гоголь.
 
На первый взгляд спектакль — развеселая народная комедия (такой жанр указан даже в программке). И все смеются. Но выходят из театра с вытянутыми лицами. «Ревизор» — это лучшая иллюстрация того, как жила, живет и, по всей видимости, будет жить страна.
 
Смех узнавания своего рода давно уже терапия для россиян. А у Коляды не узнать героев невозможно. «Его» Русь — зона. Городничий — пахан, неправильно ставящий ударения в умных словах (инкогнИто, ревИзор, нУжда, отдОхнет) и всем показывающий два пальца вверх (мол, победа за нами). Чиновники — лицемеры и прилипалы, готовые целовать взасос любого авторитета, а потом на его же горбу «прокатиться с ветерком». Хлестаков (его фантастически точно играет главный актер театра — Олег Ягодин) — мелкий преступник с большим будущим. Женщины — все как одна похабные дуры, слуги — услужливые и трусоватые «таджики» . Их жизнь строится «по понятиям». Вместо закона они чтут иерархию, вместо человека — статус. Любая гоголевская фраза из их уст актуальна. А грязь на их улицах и страх в их душах повсеместны.
 
Грязь в этом спектакле — вообще главный символ. В грязи (она прямо на сцене!) буквально купаются, ею дают взятки, ее лепят себе на плечи вместо погон. Когда Хлестаков соблазняет и Городничиху, и дочку, он пачкает их этой самой грязью. А когда ближе к финалу всех охватывает дикий стыд, грязью «расстреливают» раздетых донага Добчинского и Бобчинского. Мол, кто-то же должен быть виноватым в ситуации, когда обманулись начальники.Лучшей метафоры для всего самого отвратительного и присущего нам придумать трудно.
 
Вот и выходит, что смотреть на этот балаган со стороны смешно и больно одновременно. Родину, как известно, не выбирают. А она у нас именно такая, какой показывает ее Коляда — трагическая, искренняя и дурная. Словом, страна дураков.