Ревизор

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
23 января 2014

Коляда-театр: Гоголь и страна дураков

Коляда-театр: гастроли под дых
Лучший провинциальный театр страны показывает всё новое и лучшее.
 
Самые масштабные гастроли Коляда-театра проходят в Москве прямо сейчас, в Театральном центре «На Страстном». Билеты можно достать с большим трудом, поскольку столичная армия поклонников екатеринбургского театра-самородка заметно выросла. Труппа привезла в Москву 16 спектаклей. Играют каждый день. Помимо премьерных «Мертвых душ», «Играем Мольера» и «Уроков сердца», можно посмотреть и многолетние спектакли-хиты. «Ревизор», безусловно, один из них. Судя по реакции переполненного зала, сегодня лучше Гоголя может быть только Гоголь.
 
Спектакль на первый взгляд развеселая народная комедия (собственно такой жанр указан даже в программке). И все на самом деле смеются. Только вот выходят из театра с вытянутыми лицами. Другого такого жестокого в своем главном посыле спектакля у Коляды нет. Его «Ревизор» — это лучшая иллюстрация того, как жила, живет и, по всей видимости, будет жить страна.
 
Смех узнавания своего рода давно уже терапия для россиян. А у Коляды не узнать героев невозможно. «Его» Русь — зона. Городничий — пахан, неправильно ставящий ударения в «умных» словах (инкогнИто, ревИзор, нУжда, отдОхнет) и всем показывающий два пальца вверх (мол, победа за нами). Чиновники — лицемеры и прилипалы, готовые целовать взасос любого авторитета, а потом на его же горбу «прокатиться с ветерком». Хлестаков (его фантастически точно играет главный актер театра — Олег Ягодин) — мелкий преступник с большим будущим. Женщины — все как одна похабные дуры, слуги — услужливые и трусоватые таджики. Их жизнью управляют лагерные законы. Вместо закона они чтут иерархию, а вместо человека — его статус. Любая гоголевская фраза из их уст, — сегодняшняя. А грязь на их улицах и страх в их душах повсеместны.
Грязь в этом спектакле — вообще главный символ. В грязи (она прямо на сцене!) буквально купаются, ею дают взятки, ее лепят себе на плечи вместо погон. Когда Хлестаков соблазняет и Городничиху, и дочку, он пачкает их этой самой грязью. А когда ближе к финалу всех охватывает дикий стыд, грязью «расстреливают» раздетых донага Добчинского и Бобчинского. Мол, кто-то же должен быть виноватым в ситуации, когда обманулись начальники.Лучшей метафоры для всего самого отвратительного и присущего нам, придумать трудно.
Вот и выходит, что смотреть на этот балаган со стороны смешно и больно одновременно. Родину, как известно, не выбирают. А она у нас именно такая, какой показывает ее Коляда — трагическая, искренняя и дурная. Словом, страна дураков.
Самые масштабные гастроли Коляда-театра проходят в Москве прямо сейчас, в Театральном центре «На Страстном». Билеты можно достать с большим трудом, поскольку столичная армия поклонников екатеринбургского театра-самородка заметно выросла. Труппа привезла в Москву 16 спектаклей.
Играют каждый день. Помимо премьерных «Мертвых душ», «Играем Мольера» и «Уроков сердца», можно посмотреть и многолетние спектакли-хиты. «Ревизор», безусловно, один из них. Судя по реакции переполненного зала, сегодня лучше Гоголя может быть только Гоголь.
 
На первый взгляд спектакль — развеселая народная комедия (такой жанр указан даже в программке). И все смеются. Но выходят из театра с вытянутыми лицами. «Ревизор» — это лучшая иллюстрация того, как жила, живет и, по всей видимости, будет жить страна.
 
Смех узнавания своего рода давно уже терапия для россиян. А у Коляды не узнать героев невозможно. «Его» Русь — зона. Городничий — пахан, неправильно ставящий ударения в умных словах (инкогнИто, ревИзор, нУжда, отдОхнет) и всем показывающий два пальца вверх (мол, победа за нами). Чиновники — лицемеры и прилипалы, готовые целовать взасос любого авторитета, а потом на его же горбу «прокатиться с ветерком». Хлестаков (его фантастически точно играет главный актер театра — Олег Ягодин) — мелкий преступник с большим будущим. Женщины — все как одна похабные дуры, слуги — услужливые и трусоватые «таджики» . Их жизнь строится «по понятиям». Вместо закона они чтут иерархию, вместо человека — статус. Любая гоголевская фраза из их уст актуальна. А грязь на их улицах и страх в их душах повсеместны.
 
Грязь в этом спектакле — вообще главный символ. В грязи (она прямо на сцене!) буквально купаются, ею дают взятки, ее лепят себе на плечи вместо погон. Когда Хлестаков соблазняет и Городничиху, и дочку, он пачкает их этой самой грязью. А когда ближе к финалу всех охватывает дикий стыд, грязью «расстреливают» раздетых донага Добчинского и Бобчинского. Мол, кто-то же должен быть виноватым в ситуации, когда обманулись начальники.Лучшей метафоры для всего самого отвратительного и присущего нам придумать трудно.
 
Вот и выходит, что смотреть на этот балаган со стороны смешно и больно одновременно. Родину, как известно, не выбирают. А она у нас именно такая, какой показывает ее Коляда — трагическая, искренняя и дурная. Словом, страна дураков.
 

Отзывы о «Коляда-театр: Гоголь и страна дураков»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

19 сентября (ср) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 сентября (ср) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.