Отзывы о "150 причин не защищать Родину"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
11 ноября 2013

«150 причин не защищать родину»: большая тема

Елена Гремина поставила спектакль об утрате национальной идентичности.

Очередная премьера в Doc-е вполне соответствует «генеральной линии партии» — маленький, но очень злой театр всегда ставит про нас с вами. «150 причин не защищать родину» авторства Елены Греминой — это спектакль не столько про Константинополь, ставший Стамбулом вследствие кровавой бойни с турками. Сколько про русскую народную действительность, про страну с имперским прошлым, варварским настоящим и сомнительным будущим. Если вы любите иносказания и при этом можете «простить» театру — крохотный зал (в котором все сидят друг у друга на головах), а взволнованным актерам — неидеальную игру, то новый спектакль Doc-а вам точно понравится.

На сцене минимум декораций. Вешалка с мешковатыми кафтанами из разноцветной фольги, три-четыре гипсовых бюста, несколько треугольников-инструментов и орехи на полу. Однако каждый предмет несет символическую нагрузку. В 20-минутном (!) прологе орехи бьются друг о дружку в ладонях у артисток (все роли исполняют здесь женщины), производя странный завораживающий звук. Это судьба дает всем на орехи? Или скрипит вездесущее время? Музыкальные треугольники издают звуки сцепившихся военных мечей. Бюсты то и дело становятся отрубленными головами тысяч воинов. А когда на эти головы определенным образом накидывают платки — различимы очертания минаретов... Визуальный и аудиоряд очень важен в этом спектакле. Он беден, но не поверхностен. Зрителя гипнотизируют прошлым, которое (в буквальном смысле) звучит в настоящем. Галькой ли под ногами, орешками ли в руке, или тихим женским голосом, рассказывающим историю исчезнувшей страны.

Весь спектакль — как восточный ковер — соткан из разных материалов. Но в основе: документальные «Записки янычара» XV века («вербатим VX века») и стихи султана Мехмета. Последний, как десятки его предшественников, попытался завоевать столицу Византийской империи. И первый, кому это удалось. Вопрос «почему» — это основная тема спектакля Греминой. Почему «сильные мира сего» даже не пытались договориться ? Зачем не пришли на помощь европейские «друзья»? А единственный, который пришел, был оклеветан? Из-за чего самые умные и талантливые представители нации были не оценены соплеменниками и перешли на сторону врага? Объединяло ли что-то нацию, и верил ли верил ли кто-то в победу?

Параллели явственны и прозрачны: умных вождей-тиранов (как Мехмет), жаждущих напасть, полно и сейчас. Приближенные к власти и сегодня не могут объединиться даже во имя родины (им мешают амбиции и жажда наживы). Вменяемые политики вынуждены быть флюгерами при «царе» из-за страха за свою жизнь (как великий визирь Мехмета). Народ же безмолвствует и верит имперским сказкам про «народ-мессию», непобедимую нацию и неприступные города. Третий Рим на краю гибели. И новые «турки» вот-вот придут. Они то уж точно знают, что при отсутствии единства внутри страны, ее очень легко завоевать извне.

фото Михаила Гутермана

Отзывы о ««150 причин не защищать родину»: большая тема»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

20 марта (ср) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 20 марта (ср) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.