150 причин не защищать Родину

150 причин не защищать Родину 150 причин не защищать Родину
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Елена Гремина

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
11 ноября 2013

«150 причин не защищать родину»: большая тема

Елена Гремина поставила спектакль об утрате национальной идентичности.

Очередная премьера в Doc-е вполне соответствует «генеральной линии партии» — маленький, но очень злой театр всегда ставит про нас с вами. «150 причин не защищать родину» авторства Елены Греминой — это спектакль не столько про Константинополь, ставший Стамбулом вследствие кровавой бойни с турками. Сколько про русскую народную действительность, про страну с имперским прошлым, варварским настоящим и сомнительным будущим. Если вы любите иносказания и при этом можете «простить» театру — крохотный зал (в котором все сидят друг у друга на головах), а взволнованным актерам — неидеальную игру, то новый спектакль Doc-а вам точно понравится.

На сцене минимум декораций. Вешалка с мешковатыми кафтанами из разноцветной фольги, три-четыре гипсовых бюста, несколько треугольников-инструментов и орехи на полу. Однако каждый предмет несет символическую нагрузку. В 20-минутном (!) прологе орехи бьются друг о дружку в ладонях у артисток (все роли исполняют здесь женщины), производя странный завораживающий звук. Это судьба дает всем на орехи? Или скрипит вездесущее время? Музыкальные треугольники издают звуки сцепившихся военных мечей. Бюсты то и дело становятся отрубленными головами тысяч воинов. А когда на эти головы определенным образом накидывают платки — различимы очертания минаретов... Визуальный и аудиоряд очень важен в этом спектакле. Он беден, но не поверхностен. Зрителя гипнотизируют прошлым, которое (в буквальном смысле) звучит в настоящем. Галькой ли под ногами, орешками ли в руке, или тихим женским голосом, рассказывающим историю исчезнувшей страны.

Весь спектакль — как восточный ковер — соткан из разных материалов. Но в основе: документальные «Записки янычара» XV века («вербатим VX века») и стихи султана Мехмета. Последний, как десятки его предшественников, попытался завоевать столицу Византийской империи. И первый, кому это удалось. Вопрос «почему» — это основная тема спектакля Греминой. Почему «сильные мира сего» даже не пытались договориться ? Зачем не пришли на помощь европейские «друзья»? А единственный, который пришел, был оклеветан? Из-за чего самые умные и талантливые представители нации были не оценены соплеменниками и перешли на сторону врага? Объединяло ли что-то нацию, и верил ли верил ли кто-то в победу?

Параллели явственны и прозрачны: умных вождей-тиранов (как Мехмет), жаждущих напасть, полно и сейчас. Приближенные к власти и сегодня не могут объединиться даже во имя родины (им мешают амбиции и жажда наживы). Вменяемые политики вынуждены быть флюгерами при «царе» из-за страха за свою жизнь (как великий визирь Мехмета). Народ же безмолвствует и верит имперским сказкам про «народ-мессию», непобедимую нацию и неприступные города. Третий Рим на краю гибели. И новые «турки» вот-вот придут. Они то уж точно знают, что при отсутствии единства внутри страны, ее очень легко завоевать извне.

фото Михаила Гутермана

Отзывы о ««150 причин не защищать родину»: большая тема»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.