Отзывы о "Арлекиниада. Вадим Демчог"
«#КтоГамлет», театр АрлекиниадА
Сложный и многогранный проект, на который я долгое время собиралась сходить. Казалось бы, что нового можно извлечь из шекспировской трагедии? Но Вадиму Демчог и театру АрлекиниадА это удалось. Достаточно того, что в этой постановке Гамлета сыграл каждый из актеров – в итоге Гамлетов на сцене несколько.
Например, у каждого из пятерых актеров (Вадим Демчог, Кристина Ра – она же режиссер, Олег Невежин, Алексей Душевин, Виктор Воронин) в списке ролей даже указано: Гамлет-Гертруда, Гамлет-Гильденстерн, Гамлет-Офелия…. Самое интересное, как собираются обрывочные осколки, из которых состоит спектакль, в единое полотно действия.
Демчог целенаправленно выводит зрителя из зоны комфорта: жестокость, откровенность, пластичность артистов – и кровь, пепел, дым – придают еще более зловещую атмосферность происходящему на сцене. Музыкальное сопровождение, на мой взгляд, было подобрано идеально. Возникает ощущение того, что ты словно находишься в прямом смысле «внутри» человека, и герои – это олицетворение неких внутренних демонов, с которыми мы боремся (или не боремся) каждый день. Самые известные сцены – многократно повторенный монолог «Быть или не быть?», прекрасное сумасшествие Офелии, борьба между Гамлетом и Клавдием, обретают новые смыслы.
Показалось, что наилучший способ просмотра этого спектакля – не пытаться вдуматься в действие или сюжет, которого явственно нет в полной мере, а воспринимать все происходящее на интуитивном уровне. Вероятно, может возникнуть желание перечитать Шекспира еще раз в поиске новых заложенных в произведение идей.
Посмотрела новую версию «Гамлета», на этот раз от Вадима Демчога и его театрального проекта «Арлекиниада». Начался спектакль с громкого заявления, что спектакль никому не понравится и аплодисментов не будет после его завершения. Если Вы хотите ознакомиться с произведением Уильяма Шекспира — то это не та постановка, здесь остались лишь несколько эпизодов, но они загадочно тасуются, казалось бы монеткой, но мне показалось что больше было режиссерское решение.
На сцене проходил своеобразный кастинг на роль Гамлета, и внезапно мне больше всего понравился Гамлет в женском варианте. Кристина Ра была прекрасна и наиболее достоверна в этой роли. Хотя и в женских образах тоже была хороша, но не настолько.
Некоторые из версий развития сюжета поразили, про взаимоотношения Офелии с её отцом и про то что он мог быть отцом её ребенка — даже как-то неприятно было.
Очень понравился Вадим Демчог на сцене, особенно в образе Йорика, это было неожиданно. Но чаще всего он был кукловодом в театре марионеток, а остальные актеры лишь выполняли его волю. Еще один из поразительных моментов — когда многоликий Демчог посыпал лицо пеплом со словами «пусть пепел будет защитой актерам». В какой-то момент казалось, что это пепел отца Гамлета.
Еще из актеров хотелось бы отметить тандем Тимура Берглова и Михаила Урянского в роли Клавдия, их схватку — красивой оболочки и внутреннего содержания убийцы, когда оба актера одновременно исполняли одну роль.
Спектакль темный, мрачный, но в финале очень впечатлила «смерть» (этот персонаж не сказал ни слова, но все было понятно и так).
Декораций минимум — стол, он же подиум, он же дорога в неизвестное, свет и дым. Да, даже дым здесь создавал настроение и оттенки атмосферы. И музыка, музыка была подобрана очень подходяще.
Я первый раз была на постановках «Арлекиниады», но понимаю, что хочу еще — да, было сложно, местами непонятно, но над этим хочется думать, продолжая разгадывать — «кто же все таки Гамлет?».
Козья морда. Театр Арлекиниада в Театриуме на Серпуховке. 14.09.2018.
«Покажу вам козью морду настоящую в лесу» (с) В.Высоцкий
Если «Снегурочку» Островского приправить цитатами из Шекспира, потом добавить для остроты немного Чехова, а для изящества вкуса — цитатку Бродского... Вот тогда и получится «Козья морда».
Нет-нет, у меня постановка отторжения не вызвала. Мне кажется и вообще-то присутствующим в зале это адское варево пришлось по вкусу...
Я начала было расшифровывать название, и даже что-то на эту тему нафилософствовала... потом прочла анонс к постановке от Вадима Демчога. Оказалось, всё просто: изначально предполагалось действо, творимое лешими и фавнами разными, и на картинках они все рогаты. В итоге рога на сцене тоже появляются. И, хотя погоду они не делают, название осталось. Как в старом анекдоте, где большая, зеленая, висит на стене, качается, пищит — оказывается всего-навсего селёдкой, так и театр дает желающим возможность погадать на названии.
Я всё же нафилософствовала что-то на тему «Козьей морды».
И получилось у меня, что всё происходящее — это Театр (но поющие-танцующие фавны оборотились просто артистами). Ну, то есть Театр в Театре.
Отсюда — смена ролей (надел шапку — Лель, снял шапку — Мизгирь, например). Отсюда безумие костюмов (очень интересные и даже богатые, но как бы из подбора). Отсюда — те самые Чехов и Шекспир, а также просто «поболтать», что влезают в классический текст Островского. Отсюда - «он не может умереть» (ведь только что всерьез и навсегда погибшие герои встанут в финале и пойдут принимать букеты от поклонниц).
Наконец, Театр — хоть и есть виртуальное волшебство, но, пожалуй, это единственное, что реально существует. Ибо там, за линией рампы, нет ничего, только пустота, холод и снег. Переступи эту линию те, кто на сцене, и сразу померкнет буйство красок и фантазии, останутся лишь серые будни... Да, именно что холод и снег.
Спектакль этот абсолютно «нелинейный». Он собран не только из разных текстов и манер игры — это вообще лоскутное одеяло... которое, прочем, никто не тянет на себя. Однако же объяснять значение каждой ниточки, которой всё это сшито-сострочено, я не возьмусь. Ибо, скорее всего, это можно сделать далеко не после одного просмотра. Я уверена, что у «Козьей морды» есть свои постоянные зрители — им и думать.
Самая красивая сцена — явление Снегурочки Царю Берендею. Она возникает в ослепительном луче света, обнаженная (пусть это «голый костюм», но сделан он замечательно); она крутится в свисающих из-под колосников полотнах... ну, как тут не восхититься — чуть ли не помолодеть.
И вообще актеры превосходны, очень пластичны (как пример: Мизгиря/Леля играет Дмитрий Жойдик — нужны ли тут комментарии?).
В общем, спектакль хорош.
И, когда сценическое буйство в начала 2 действия перетекает таки в зал, в котором, как выясняется, не только холод и снег, но и веселые сердца московских берендеев, публика покоряется враз и навсегда.
Хотя, если по мне — энергетики в постановке и без этих коллективных песнопений предостаточно.
Но — пусть уж люди порадуются, раз им дали такую возможность - «для звуков жизни не щадить».