Мера за меру

Моя оценка

Наталья Витвицкая
9 декабря 2013

«Мера за меру»: справедливости ради

Россия как она есть — в новом спектакле британца Деклана Доннеллана.

Новый спектакль Театра Пушкина — не комедия и не мелодрама. Но серьезнейшее высказывание британского режиссера Деклана Доннеллана о российских реалиях. Не до конца убедительное только лишь потому, что невозможный хэппи-энд (по Шекспиру) все-таки случается, и справедливость торжествует. Но это придирки. Сам спектакль безукоризненный. Лаконичный, точный, яркий, с отличными работами всех актеров (помимо постоянных «доннеллановцев» Феклистова и Кузичева, в спектакле заняты и пушкинцы). На фоне провозглашенного Евгением Писаревым курса «мы — не бульварный театр», премьеру и вовсе легко считать победной.

Деклана Доннеллана российские театралы любят. Он умеет так ставить спектакли, что вопросов не возникает ни у кого — ни у приверженцов традиции, ни у ратующих за авангард. Всегда только самая сердцевина, очищенная от подсмыслов суть, голая правда. Фирменная внятность определяет впечатление и от «Меры за меру». Страшно запутанную пьесу Шекспира Доннеллан превратил в короткий (!) рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. В том, что речь идет о России, нетрудно догадаться. Хотя Доннеллан прямых сравнений не допускает и вообще держит бесстрастный тон. Вроде как сказку нам на ночь рассказывает.

Между тем, примет Англии — никаких, декорации — минималистичны (на почти пустой сцене
три полых красных куба), центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. Эта толпа — образ, бьющий под дых: она абсолютно наша, такая, как на улице и каждый день. В ней узнаваемы и отдельные персонажи: полицейские, проститутка, госслужащие, геи и т. д. Во главе толпы — благородный герцог, вдруг уставший от бремени власти и решивший оставить вместо себя преемника (Анджело). От дел он не удаляется, но всеми своими правами наделяет и партнера. Партнер решает карать направо и налево за грехи, которыми «страна полнится». И первым обезглавить решает мальчишку, согрешившего с невестой до свадьбы. Совершеннейшая нелепица этой завязки обретает смысл, как только произносится вслух словосочетание «несправедливый приговор». Таких сегодня не сосчитать.

Места действия в дальнейшем — самые что ни на есть наши, российские: тюрьма, приватный кабинет правителя и суд. То там, то здесь семенит гусеница-толпа, подсматривает, подслушивает, пугается. Только теперь в ее рядах — герцог, переодетый монахом. Он в ужасе от того, что видит: Анджело готов помиловать мальчишку, но только если его сестра-монашка лишится девственности вместе с ним. Опять же как узнаваема ситуация: карать Анджело собирается  за грехи, присущие ему самому.  Повсеместные обманки не самая ли верная это примета времени? Как всегда, прекрасен в спектакле Александр Феклистов. Здесь он играет весельчака и балагура Лючио. Его герою все ужасы и нововведения вроде как кажутся шуткой. На самом деле за всех у него болит душа,  и он смешит — пока остаются силы. В финале настоящий герцог карает преступников. Добро и любовь торжествует. Если честно, ничем и никак в спектакле такой финал не оправдан. И эта неоправданность, как всё у Доннеллана, прозрачна. Впрочем, не переписывать же было Шекспира.

фото: пресс-служба театра

Отзывы о ««Мера за меру»: справедливости ради»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.