Отзывы о "Мера за меру"

Мера за меру Мера за меру
В избранное
Оценка редакции
25 декабря 2018 (Вт) | 19:00 Полное расписание
Постановка Театр им. А.С. Пушкина / Метро Тверская
Жанр драма
Длительность 150 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
9 декабря 2013

«Мера за меру»: справедливости ради

Россия как она есть — в новом спектакле британца Деклана Доннеллана.

Новый спектакль Театра Пушкина — не комедия и не мелодрама. Но серьезнейшее высказывание британского режиссера Деклана Доннеллана о российских реалиях. Не до конца убедительное только лишь потому, что невозможный хэппи-энд (по Шекспиру) все-таки случается, и справедливость торжествует. Но это придирки. Сам спектакль безукоризненный. Лаконичный, точный, яркий, с отличными работами всех актеров (помимо постоянных «доннеллановцев» Феклистова и Кузичева, в спектакле заняты и пушкинцы). На фоне провозглашенного Евгением Писаревым курса «мы — не бульварный театр», премьеру и вовсе легко считать победной.

Деклана Доннеллана российские театралы любят. Он умеет так ставить спектакли, что вопросов не возникает ни у кого — ни у приверженцов традиции, ни у ратующих за авангард. Всегда только самая сердцевина, очищенная от подсмыслов суть, голая правда. Фирменная внятность определяет впечатление и от «Меры за меру». Страшно запутанную пьесу Шекспира Доннеллан превратил в короткий (!) рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. В том, что речь идет о России, нетрудно догадаться. Хотя Доннеллан прямых сравнений не допускает и вообще держит бесстрастный тон. Вроде как сказку нам на ночь рассказывает.

Между тем, примет Англии — никаких, декорации — минималистичны (на почти пустой сцене
три полых красных куба), центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. Эта толпа — образ, бьющий под дых: она абсолютно наша, такая, как на улице и каждый день. В ней узнаваемы и отдельные персонажи: полицейские, проститутка, госслужащие, геи и т. д. Во главе толпы — благородный герцог, вдруг уставший от бремени власти и решивший оставить вместо себя преемника (Анджело). От дел он не удаляется, но всеми своими правами наделяет и партнера. Партнер решает карать направо и налево за грехи, которыми «страна полнится». И первым обезглавить решает мальчишку, согрешившего с невестой до свадьбы. Совершеннейшая нелепица этой завязки обретает смысл, как только произносится вслух словосочетание «несправедливый приговор». Таких сегодня не сосчитать.

Места действия в дальнейшем — самые что ни на есть наши, российские: тюрьма, приватный кабинет правителя и суд. То там, то здесь семенит гусеница-толпа, подсматривает, подслушивает, пугается. Только теперь в ее рядах — герцог, переодетый монахом. Он в ужасе от того, что видит: Анджело готов помиловать мальчишку, но только если его сестра-монашка лишится девственности вместе с ним. Опять же как узнаваема ситуация: карать Анджело собирается  за грехи, присущие ему самому.  Повсеместные обманки не самая ли верная это примета времени? Как всегда, прекрасен в спектакле Александр Феклистов. Здесь он играет весельчака и балагура Лючио. Его герою все ужасы и нововведения вроде как кажутся шуткой. На самом деле за всех у него болит душа,  и он смешит — пока остаются силы. В финале настоящий герцог карает преступников. Добро и любовь торжествует. Если честно, ничем и никак в спектакле такой финал не оправдан. И эта неоправданность, как всё у Доннеллана, прозрачна. Впрочем, не переписывать же было Шекспира.

фото: пресс-служба театра

Отзывы о ««Мера за меру»: справедливости ради»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

16 января (ср) | 19:00 | Театр наций, драма 16 января (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

15 января (вт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 15 января (вт) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.