Россия как она есть — в новом спектакле британца Деклана Доннеллана.
не бульварный театр», премьеру и вовсе легко считать победной.
Между тем, примет Англии — никаких, декорации — минималистичны (на почти пустой сцене —
три полых красных куба), центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. Эта толпа — образ, бьющий под дых: она абсолютно наша, такая, как на улице и каждый день. В ней узнаваемы и отдельные персонажи: полицейские, проститутка, госслужащие, геи и т. д. Во главе толпы — благородный герцог, вдруг уставший от бремени власти и решивший оставить вместо себя преемника (Анджело). От дел он не удаляется, но всеми своими правами наделяет и партнера. Партнер решает карать направо и налево за грехи, которыми «страна полнится». И первым обезглавить решает мальчишку, согрешившего с невестой до свадьбы. Соверш
еннейшая нелепица этой завязки обретает смысл, как только произносится вслух словосочетание «несправедливый приговор». Таких сегодня не сосчитать.
Места действия в дальнейшем — самые что ни на есть наши, российские: тюрьма, приватный кабинет правителя и суд. То там, то здесь семенит гусеница-толпа, подсматривает, подслушивает, пугается. Только теперь в ее рядах — герцог, переодетый монахом. Он в ужасе от того, что видит: Анджело готов помиловать мальчишку, но только если его сестра-монашка лишится девственности вместе с ним. Опять же как узнаваема ситуация: карать Анджело собирается за грехи, присущие ему самому. Повсеместные обманки
—не самая ли верная это примета времени? Как всегда, прекрасен в спектакле Александр Феклистов. Здесь он играет весельчака и балагура Лючио. Его герою все ужасы и нововведения вроде как кажутся шуткой. На самом деле за всех у него болит душа, и он смешит — пока остаются силы. В финале настоящий герцог карает преступников. Добро и любовь торжествует. Если честно, ничем и никак в спектакле такой финал не оправдан. И эта неоправданность, как всё у Доннеллана, прозрачна. Впрочем, не переписывать же было Шекспира.
фото: пресс-служба театра