Отзывы о "Филумена Мартурано"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
18 октября 2013

«Филумена Мартурано»: русско-итальянские отношения

Ирина Муравьева и Юрий Соломин сыграли в любовь.

Пьесу-поединок от великого комедиографа Эдуардо де Филиппо кто, как и в каких только театрах не ставил. О запутанных отношениях верной Филумены и распутного Доменико идет речь и в легендарном «Браке по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Тем не менее, интерес к призрачно легкой истории про любовь и обиды не ослабевает. В Москве к ней вернулся итальянский режиссер Стефано де Лука. В главных ролях он увидел Ирину Муравьеву и Юрия Соломина.

Имена легендарных актеров на афише сами по себе гарантия аншлагов. В случае бенефисного спектакля (коим «Филумена», несомненно, является) тем более. Несмотря на то, что возраст главных героев существенно отличается от возраста актеров, общего романтического впечатления это не портит. Не портит его и откровенно неинтересная режиссура. Никаких вам метафор и символов, всё просто: инсценировка, что называется, «в лоб». Возможно, что Стефано де Лука сознательно самоустранился, решил всё внимание зрителя переключить на актеров. Но то же самое, по всей видимости, сделали и художник по костюмам, и сценограф. Перед зрителями — гигантская комната, в самом центре которой стоит стол и два стула, на стенах — ярко-красные обои, на потолке — богатая люстра. Спальня Филумены и церковь, в которой она обвенчается с Доменико выглядят как часть этой же комнаты, только с полупрозрачными стенками, обращенными в зал. На этом видимые усилия авторов спектакля заканчиваются. И начинается... волшебство.

Муравьева и Соломин — дуэт удивительный. Не будет преувеличением сказать, что, как только эти двое выходят на сцену, всё вокруг них преображается. Каждая их фраза, каждый жест органичен и красив. Русские актеры даже в руках итальянского режиссера остаются русскими актерами. В их героях очевидна «русская» глубина. Доменико Соломина — не только ловелас со стажем. Это мужчина, который закрывает глаза за собственную старость, боится ее и бежит. А потом он вдруг прозревает. Филумена Муравьевой — не эффектная итальянская содержанка, в молодости зарабатывающая себе на жизнь проституцией. Это женщина со сломанной судьбой. Жена, у которой отобрали право быть женой. И мать, у которой отняли право быть матерью. Трагизм очевиден. Он даже подчеркнут, — противопоставлен комизму ситуации: Доменико вознамерился жениться на молодой. Филумена не желает его отпускать, обманом женит на себе. Потом говорит, что один из «внезапно нашедшихся» трех ее сыновей — его. Доменико долго и упорно пытается выяснить, какой именно. В итоге влюбляется заново не только в Филумену, но и во всех трех отпрысков. Казалось бы, хэппи-энд. Аплодируй и радуйся. И зрители так и делают, но с задумчивыми лицами. Муравьева и Соломин сыграли не героев веселой пьесы, а живых людей с реальной болью и обидами друг на друга. Попытались (хотя это, судя по всему, не требовалось) ответить на вопрос, может ли бесконечная ругань в течение 25 лет привести к счастливому браку, надо ли оправдывать любую гнусность, если гнусность сделана «во имя детей». Старый русский театр, как ни крути, это, прежде всего, серьезный театр.

Отзывы о ««Филумена Мартурано»: русско-итальянские отношения»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.