Легендарный балет на сцене МАМТа поставила Наталья Макарова.

Этого балета в «Стасике» ждали давно. С приходом в труппу звезды мирового уровня Сергея Полунина (экс-премьер Королевского балета в Лондоне) стало ясно, что ждать осталось недолго. Наличие такого Солора (главный герой «Баядерки») гарантирует успех, в том числе и кассовый. Поставить балетный блокбастер взялась Наталья Макарова, суперзвезда Мариинки, в свое время сбежавшая из СССР в Штаты. Как показала премьера, ее редакция, хоть и вызывает вопросы у критиков и театралов, публике безоговорочно по душе.

Для тех, кто видел каноническую «Баядерку» в Большом, сравнения не в пользу «Стасика» неизбежны. Но постараться от них отрешиться все-таки стоит. Наталья Макарова многое изменила в привычной версии. Что-то исключила совсем (так, например, из балета исчезли индусский танец и танец «Ману»), что-то поменяла местами (знаменитые «Тени» перекочевали из третьего акта во второй), наконец, она восстановила финал, который много лет считался «лишним». К тому же, сцена МАМТа несравнима со сценой Большого. Масштабы другие. С некоторыми оговорками, но у Макаровой получилась отличная камерная мелодрама в совершенных костюмах (они здесь, действительно, роскошные).

По сюжету некий воин Солор клянется в вечной любви танцовщице в местном храме Никии (Кристина Шапран). Но раджа прочит ему в жену свою дочь, красавицу Гамзатти (Наталья Сомова). Солор не может противиться всесильному правителю и соглашается. Ревнивая Гамзатти не верит ему и убивает Никию, чтоб уж свадьба состоялась наверняка. Солор чувствует вину, страдает и в одиночестве раскуривает марихуану. В наркотическом дурмане ему видится Никия в окружении призраков. А заканчивается всё тем, что клятвопреступнику мстят боги :на свадьбе Солора и Гамзатти рушатся стены дворца, и все дружно гибнут. «Гибель» эту многие зрители видели впервые — ее то и принято было выбрасывать из балета ранее. К слову, сцена мало что дает постановке, да и ее визуальное решение подкачало. Всего и эффектов, что видеопроекция камнепада, да мигающий свет, видимо, призванный символизировать молнии.

Что касается сюжета, то он легко считывается. Активная пантомима позволяет понять, кто кого любит и почему, не заглядывая в программку. Жаль только, что любовные страсти не всегда кажутся убедительными. Вины труппы «Стасика» здесь нет — просто Сергей Полунин и местные артисты — как две планеты. Разница и танцевального, и драматического дара бросается в глаза.

Доминирование одного из артистов, безусловно, не очень хорошо, но и сказать, что «Баядерка» эта — бенефис Полунина или, тем более, неудача в принципе — нельзя. Да, получился упрощенный вариант. Но очень достойный, нарядный. Этот балет украсит любой вечер. А тем, кто с другими «Баядерками» не знаком, он может показаться идеальным.