Отзывы о "Без страха"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
16 сентября 2013

«Страх»: любовь на грани катастрофы

Спектакль о любви таджика и русской пенсионерки снова в Гоголь-центре.

Прошлый сезон Гоголь-центр закрыл спектаклем Владислава Насташева по шедевру Фассбиндера «Страх съедает душу». Постановка оказалась третьей в кинотрилогии, задуманной Кириллом Серебренниковым, и была показана публике (в основном, критикам) всего пару раз. С началом нового театрального года испугаться вместе с героями может каждый.

Кино Фассбиндера Насташев, как и его коллеги — сам Серебренников («Идиоты») и Мизгирев («Братья») — переиначил с прицелом на российскую действительность. Адаптировать сценарий ему помогала драматург Любовь Стрижак. В итоге получилась сентиментальная мелодрама про внезапное чувство между русской бабулей и таджикским юношей (в оригинале — немкой и «понаехавшим» турком). Социальный контекст здесь так же важен, как и любовная линия. Сегодня вопрос о засилье гостей с юга один из самых наболевших, а Гоголь-центр изначально взял за правило «тыкать» зрителя в общественную злободневность. В спектакле Насташева среда, в которой живут главные герои, убедительно агрессивна и злокачественна. Ни свои, ни чужие не могут простить бабушке Лиде любовь к гастарбайтеру. Дочка и зять бросают вслед помидоры, продавцы-соседи не обслуживают в магазине, а подруги-соседки смачно матерятся, называя Лиду «старой б...», а ее новоиспеченного супруга — «чернож... обезьяной».

Жестокость с точечным прицелом, тем не менее, не сразу заставляет пару разжать сплетенные пальцы. Они боятся, но пытаются выстоять. На сцене это показано буквально. Так же, как и в спектакле «Митина любовь». Только там герои, влюбившись впервые, чувствовали неловкость. Чтобы подчеркнуть ее, Насташев заставил артистов весь спектакль играть, прыгая на железных штырях, вбитых в отвесную стену. В «Страхе» он поставил Лиду и ее Абу на пластмассовые столы-стулья из дешевых точек общепита. Очень точная метафора земли, уходящей из-под ног от страха не только за любовь, но и за жизнь. Кстати, эта самая «мебель» из забегаловки — единственная декорация в спектакле. С ее помощью нам продемонстрированы все этапы любовной лихорадки. Зарождение чувства — Лида и пришедший к ней в гости Абу переставляют эти столы и стулья из дальних углов сцены к ее центру — , все больше приближаясь друг к другу. Кульминация — из пластмассовых «ножек» Абу делает подобие лопастей. Вертит их высоко над головой, а Лида стоит, прижавшись к его груди. Испытания — Абу держит пластмассовый стол, как щит, пытаясь защитить себя и Лиду от нападок соседей. И конец — Абу лежит в крови на этом же самом столе, а Лида поднимает ножку от стула и пытается сыграть на ней, как на горне, подобие прощальной песни.

Спектакль невероятно красивый и очень нежный. Актриса Светлане Брагарник (Лида) совершила прямо-таки актерский подвиг — сыграла скандальную историю так интеллигентно, с таким чувством и глубиной. Особо сентиментальные зрительницы могут даже всплакнуть. Артист Евгений Сангаджиев тоже заслуживает похвалы. Так узнаваема на сцене напряженность недоверчивого эмигранта и не имеющая национальности потребность одинокого человека в чьей-нибудь нежности. Никаких хэппи-эндов в «Страхе» нет и быть не может, однако спектакль не кажется «чернушным». И дело не во внезапном и абсолютно неправдоподобном приятии окружающими странной любви Лиды и Абу. А в идеально сыгранном грустном свете несбывшегося, но все же счастья.

фото с офицаильного сайта Гоголь-центра

Отзывы о ««Страх»: любовь на грани катастрофы»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

16 января (ср) | 19:00 | Театр наций, драма 16 января (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.