Без страха

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
16 сентября 2013

«Страх»: любовь на грани катастрофы

Спектакль о любви таджика и русской пенсионерки снова в Гоголь-центре.

Прошлый сезон Гоголь-центр закрыл спектаклем Владислава Насташева по шедевру Фассбиндера «Страх съедает душу». Постановка оказалась третьей в кинотрилогии, задуманной Кириллом Серебренниковым, и была показана публике (в основном, критикам) всего пару раз. С началом нового театрального года испугаться вместе с героями может каждый.

Кино Фассбиндера Насташев, как и его коллеги — сам Серебренников («Идиоты») и Мизгирев («Братья») — переиначил с прицелом на российскую действительность. Адаптировать сценарий ему помогала драматург Любовь Стрижак. В итоге получилась сентиментальная мелодрама про внезапное чувство между русской бабулей и таджикским юношей (в оригинале — немкой и «понаехавшим» турком). Социальный контекст здесь так же важен, как и любовная линия. Сегодня вопрос о засилье гостей с юга один из самых наболевших, а Гоголь-центр изначально взял за правило «тыкать» зрителя в общественную злободневность. В спектакле Насташева среда, в которой живут главные герои, убедительно агрессивна и злокачественна. Ни свои, ни чужие не могут простить бабушке Лиде любовь к гастарбайтеру. Дочка и зять бросают вслед помидоры, продавцы-соседи не обслуживают в магазине, а подруги-соседки смачно матерятся, называя Лиду «старой б...», а ее новоиспеченного супруга — «чернож... обезьяной».

Жестокость с точечным прицелом, тем не менее, не сразу заставляет пару разжать сплетенные пальцы. Они боятся, но пытаются выстоять. На сцене это показано буквально. Так же, как и в спектакле «Митина любовь». Только там герои, влюбившись впервые, чувствовали неловкость. Чтобы подчеркнуть ее, Насташев заставил артистов весь спектакль играть, прыгая на железных штырях, вбитых в отвесную стену. В «Страхе» он поставил Лиду и ее Абу на пластмассовые столы-стулья из дешевых точек общепита. Очень точная метафора земли, уходящей из-под ног от страха не только за любовь, но и за жизнь. Кстати, эта самая «мебель» из забегаловки — единственная декорация в спектакле. С ее помощью нам продемонстрированы все этапы любовной лихорадки. Зарождение чувства — Лида и пришедший к ней в гости Абу переставляют эти столы и стулья из дальних углов сцены к ее центру — , все больше приближаясь друг к другу. Кульминация — из пластмассовых «ножек» Абу делает подобие лопастей. Вертит их высоко над головой, а Лида стоит, прижавшись к его груди. Испытания — Абу держит пластмассовый стол, как щит, пытаясь защитить себя и Лиду от нападок соседей. И конец — Абу лежит в крови на этом же самом столе, а Лида поднимает ножку от стула и пытается сыграть на ней, как на горне, подобие прощальной песни.

Спектакль невероятно красивый и очень нежный. Актриса Светлане Брагарник (Лида) совершила прямо-таки актерский подвиг — сыграла скандальную историю так интеллигентно, с таким чувством и глубиной. Особо сентиментальные зрительницы могут даже всплакнуть. Артист Евгений Сангаджиев тоже заслуживает похвалы. Так узнаваема на сцене напряженность недоверчивого эмигранта и не имеющая национальности потребность одинокого человека в чьей-нибудь нежности. Никаких хэппи-эндов в «Страхе» нет и быть не может, однако спектакль не кажется «чернушным». И дело не во внезапном и абсолютно неправдоподобном приятии окружающими странной любви Лиды и Абу. А в идеально сыгранном грустном свете несбывшегося, но все же счастья.

фото с офицаильного сайта Гоголь-центра

Отзывы о ««Страх»: любовь на грани катастрофы»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.