Отзывы о "Край света"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
20 января 2014

«Край света»: эмиграция или смерть

В Театре «Около» поставили спектакль по рассказам Бунина и Набокова.

У Погребничко снова премьера. Режиссером выступил ученик мастера — Михаил Палатник. Для постановки «Край света» он выбрал два рассказа. Один — набоковский («Ultima thule»), другой — бунинский («Холодная осень»). На первый взгляд различного в этих двух произведениях больше, чем общего. Набоков написал претенциозный эскиз про осмысление смерти, Бунин — сладкую и сентиментальную прозу о любви. И все же общий знаменатель у этих произведений имеется. Это призрачная надежда на жизнь после смерти, на «загробную» встречу с любимыми, на сбывающееся, если не здесь, то хотя бы там, счастье.

Михаил Палатник, разумеется, неслучайно выбрал именно этих двух писателей к себе в «соавторы». Оба были эмигрантами первой волны, оба умерли на чужбине. И творили с обязательной оглядкой «назад», в прошлое. На страну, которой больше нет, на мечты, которым уже не сбыться. Ностальгический флер — «конек» Погребничко. Но если у него он — нечто само собой разумеещееся, трогательно-прекрасное и обязательное даже там, где, казалось бы, никакой ностальгии быть не может (больше половины героев его спектаклей наряжены в телогрейки и ушанки из советского лагерного прошлого). То у его ученика — острая тоска явно заимствована у авторов произведений, взятых за основу спектакля. Впрочем, это не так важно.

Палатник явно старается работать в одной стилистике с учителем. Отсюда ретро-песенки («Полно, брато молодец, ты ведь не девица...»), передвигающиеся перебежками актеры в военных шинельках и молчаливо-загадочные артистки в длинных платьях. Сделана попытка пошутить на сцене. Как жаль, что неповторимого, уютного юмора Погребничко случилось все-таки мало. Его откровенно не хватает в сценах, когда набоковский герой (играет Сергей Каплунов) устраивает битву интеллектов. Его соперником выступает пациент психбольницы Фальтер (героей замечательного Константина Желдина), якобы узнавший тайну жизни и смерти. Мало иронии, свойственной стилю театра, и в бунинской зарисовке, где героиня Лилии Загорской повторяет, что всего-то и было в ее жизни, что «холодная осень». Ее жених ушел на фронт, был убит, а она чувствет, что скоро тоже умрет и увидит его.

Все вроде бы в спектакле хорошо, внятно. Обе истории про то, что «тот свет» существует. Но отчаянной тоски куда больше, чем нужно. В любой, даже самой страшной трагедии Погребничко умеет разглядеть свет. Посмеяться над этой самой трагедией, показать нам ее абсурдную сторону. У Михаила Палатника это пока не получается. Не помогает ему ни видеонарезка, в которой смешной Чарли Чаплин ест конфеты, ни чУдные декорации Виктора Пушкина, в которых старенькая лодочка прячется в синих цветах, а над головами героев, думающих о смерти, зажигаются цветные фонарики.

фото Михаила Гутермана

Отзывы о ««Край света»: эмиграция или смерть»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

Театр им. Евг. Вахтангова, драма

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

19 марта (вт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 19 марта (вт) | 19:00

Юлия Пересильд и Андрей Бурковский в правдивой комедии о современной семейной жизни.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.