По ту сторону греха

Моя оценка

Наталья Витвицкая
2 октября 2013

«По ту сторону греха»: танцуя Достоевского

В рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась московская премьера нового балета Бориса Эйфмана.



Петербургский хореограф привез в Москву новый старый спектакль. «По ту сторону греха» — еще одна версия его знаменитого балета «Карамазовы». Премьера состоялась на Новой сцене Большого театра и была принята с предсказуемым восторгом. Эйфман-style мало кого оставляет равнодушным: страстная хореография, мятущиеся герои, предельно внятные символы и драматичные цвета. Всё, как любит русская публика.

Второе обращение Эйфмана к роману о братьях Карамазовых не самоповтор. Если в варианте 1995 года акцент на богоискательстве сделан не был, то для нынешней версии эта тема основная. Что есть правда и свобода, есть ли Бог, всё ли дозволено? Внешне «оформить» вечные вопросы крайне сложно, а в балетном театре это вовсе кажется невозможным. Но Эйфман вслед за Достоевским бросает публике «приманку» — эффектный мелодраматичный сюжет. Есть папаша-греховодник, есть три его сына с «дурной кровью» с одной стороны, и соблазнительная Грушенька — с другой. Каждый из трех братьев пытается побороть в себе грех. На языке эйфмановской истеричной хореографии они делают это так явно, так мучительно и так предсказуемо, что не понять, о чем идет речь, невозможно. Визуальная безусловность — конек Эйфмана. За это его так любит зритель. Зачем либретто, если и так всё ясно: этот балет — про русскую душу, про борьбу Господа с Дьяволом, про свержение идеалов и утопические мечты о свободе. К тому же на сцене периодически возникают «атрибуты»-подсказки — виселица, деревянный крест (сначала водруженный на конструкцию, напоминающую церковь, потом с нее эффектно сброшенный), гроб с «восставшим» из него мертвецом, указующим, кто его убил на самом деле, безобразные грешники и прекрасные ангелы.



Братья заламывают руки, демонстрируя душевные муки. Броские акробатические поддержки сменяют одна другую, музыка Вагнера, Мусоргского и Рахманинова повышает градус эмоций. Ближе к финалу очевидно, что надежды на мечты о всеобщем счастье (излагаемые Алешей) напрасны. Старшие братья — Иван и Дмитрий гибнут (Иван с его идеей о Великом Инквизиторе сходит с ума, Дмитрия отправляют на каторгу за убийство отца, которое он не совершал). Народная толпа пытается уничтожить «добренького» пророка: Алёша  в образе Христа «восходит на Голгофу». Он пытается втащить свергнутый крест (отмолить грехи своего семейства?) на купол церкви. Зритель замирает, глядя на эту душераздирающую сцену — воля одного борется с бездуховностью многих. Возможно, Эйфман и идет на поводу у публики и ее инстинктов, но в том же самом легко «обвинить» Достоевского. Так что их «союз» понятен и, главное, беспроигрышен.

Отзывы о ««По ту сторону греха»: танцуя Достоевского»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

5 октября (пт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 5 октября (пт) | 19:00

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.