Михайловский театр привез на «Золотую маску» «любимый балет Сталина».

«Пламя Парижа» Василия Вайнонена Михаил Мессерер (действующий главный балетмейстер Михайловского театра) решил реконструировать не просто так. Балет, известный во всем мире как советская классика, канул в Лету в 60-е и с тех пор на сцене появлялся всего раз. Но, версия Алексея Ратманского (2008 г) была гораздо больше похожа на самостоятельный балет, чем на восстановленный. Поэтому об аутентичности говорить не приходилось. Мессерер же сделал все, что мог, чтобы его версия «Пламени» была как две капли похожа на советский оригинал.

Идеологический балет про «плохих» французских аристократов и «хороших» крестьян, действительно, очень любил Сталин. И это понятно, — балет красивый, размашистый, агитка в красках. Однако когда политический ветер подул в обратную от коммунистических настроений сторону, про «Пламя Парижа» забыли. Даже хореографического текста целиком не сохранилось. С точки зрения балетоманов — зря. Достижения советской культуры отрицать глупо, да и стиль «сталинский ампир» заслужил место в истории балета.

Михаил Мессерер бережно восстановил те «куски», которые остались на кинопленке. Остальное досочинил сам. При чем сделал это так, что отличить старый танец от нового почти невозможно. И пусть сегодняшний спектакль смотрится наивно, зато не комично. Революционная тема, увы, и сегодня на повестке дня. Если не брать во внимание примитивность сюжетных ходов, балет и вовсе может показаться идеальным вариантом для любой публики (даже той, что пришла на балет впервые). Огромную роль играют грандиозные декорации (восстановленные художником Вячеславом Окуневым) и костюмы. Зрелищность — главный козырь любого кассового спектакля.

Пока революционерка Жанна (Оксана Бондарева) и ее возлюбленный Филипп зовут народ к борьбе (заодно пытаясь друг друга перетанцевать), на сцене много чего происходит. Сначала место действия — живописный лесной уголок, затем дворцовая зала, королевские покои, наконец, городская площадь в огненном зареве. В «паузах» публика с интересом смотрит на видео штурма дворца. И рассматривает детали: бархатные кринолины фрейлин королевы, накрахмаленные фартучки прачек, трехцветные флаги над головой революционных масс.

Воодушевляющая интонация народных побед явно передается залу: аплодируют все  стоя. И долго восхищенно обсуждают «такое красивое ретро».