Отзывы о "Дураки"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
29 апреля 2013

«Дураки»: мечты сбываются

Ширвиндт поставил спектакль о тех, кому жить веселей.

Русская народная пословица «Дураку везде счастье» могла бы стать эпиграфом к пьесе Нила Саймона в литературной адаптации шоумена, актера и продюсера Игоря Угольникова и постановке Александра Ширвиндта. Она прекрасно отражает посыл всей истории: людям глупым (а также всем тем, кто выдает себя за глупых) жить проще. Особенно в российских реалиях.

Впрочем, российские реалии в спектакле очень условны. Догадаться, что речь о нас с вами можно, но необязательно. Скоморошьи костюмы на главных действующих лицах эту необязательность подчеркивают, — мало ли, развлекаются взрослые дяди и тети, как дети малые. Увы, их дуракаваляние не выглядит смешным (а должно, ведь Саймон — автор культовых комедий). Все происходящее больше напоминает эпизод из жизни психбольницы.

Герои живут в богом забытом городке, уверенные, что их заколдовал какой-то там князь. Чтобы снять чары, надо местную красавицу Софью выдать замуж за действующего князя, тоже ничего себе злодея (Игорь Угольников). Но девушка, будучи круглой дурой, замуж не идёт.

Так и живут — не помнят, как их зовут, путают цветы с рыбой и не могут понять, почему ни один учитель не может их ничему научить. Ах да — еще они поют дурацкие песни (в оркестровой яме играет «живой» оркестр) и танцуют дурацкие танцы. В один прекрасный день на смену сбежавшим педагогам является «новенький». Зовут его Лёней и, разумеется, он влюбляется в Софью. Интрига закручивается — песни и танцы становятся еще более дурацкими.

В финале зритель, решившийся досмотреть, чем дело кончится, поневоле задаст себе вопрос — стало ли дуракам лучше, когда заклятье с них сняли? Ведь теперь и оправдывать собственную глупую жизнь нечем. Скажем прямо, для такого финала спектакль недостаточно злой и острый. Он поставлен и сыгран, как сказка или даже мюзикл. Актёры старательно несут чушь и смешно жестикулируют. Сценография (на сцене — волшебный замок в стиле барокко) вообще заставляет забыть о том, что это «взрослая» постановка. Однако поклонники и поклонницы творчества Игоря Угольникова в кумире вряд ли разочаруются, — зачем и как он адаптировал комедию Саймона, они не вспомнят. А вот за роль князя-безобразника спасибо скажут. Что ж, она, действительно, отлично сделана. А в качественном детском спектакле и вовсе смотрелась бы безупречно.

Отзывы о ««Дураки»: мечты сбываются»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора