В Гоголь-центре поставили скандальный роман Виктора Ерофеева.

Еще одна премьера в модном Гоголь-центре вряд ли станет событием сезона. Но серьезной заявкой на будущее режиссера (Женя Беркович) и актрисы (Екатерина Стеблина), исполнившей главную роль, — вполне. Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» когда-то не хотели печатать из-за его, якобы, скандальности. Произносилось даже слово «порнография». Сегодня так воспринять жизнеописание гастарбайтерши Ирины Таракановой вряд ли кому-то придет в голову. Героиня — модель, допускающая и даже приветствующая развратное поведение «в свете». Сегодня ее душевные страсти и финальное самоубийство по меньшей мере кажутся нелогичными. Тем не менее, смотреть этот псевдовызывающий спектакль небезынтересно.

В пространстве Малой сцены, в полутьме разбросано множество матрасов. В течение двух часов среди них мечется статная девица в огненно-красном платье. Спектакль — стопроцентный бенефис Екатерины Стеблиной. Выпускница «Седьмой студии», она впервые играет главную роль. Играет бесстрашно и страстно. Зрителя то обдает жаром от ее интимных признаний и грубоватых обвинений в лица «грязных старикашек», к ней пристающих. То окатывает ледяным холодом внезапной тоски по условному счастью и «чистой жизни». Безупречно хороши сцены в церкви, куда героиня Стеблиной вваливается пьяная, чтобы вымолить у Бога веру. Мол, нагрешила красивая девка только по незнанию заповедей. Но Бог не слышит ее. И свечки ее не горят (точнее электрические лампочки, их символизирующие, гаснут).

Еще интереснее наблюдать эпизоды, в которых Тараканова из русской страдалицы внезапно превращается в блудливую девку с жадным ртом и горящими глазами. Провоцирует ее на это дряхлый любовник «Леонардик», отдающий Богу душу прямо в постели своей любовницы. Подруга Ксения, пристраивающая обнаженные снимки русской модели в заграничный глянец. Развратный гинеколог, сообщающий весть о беременности. Партийные женщины с топорными лицами, придурковатая мамаша. Диссиденты, увидевшие в Таракановой новое божество, способное «спасти Россию». Перечислить можно всех второстепеннных героев ерофеевского романа (кстати, их всех играют два прекрасных актера театра Гоголя — Вячеслав Гилинов и Анна Гуляренко).

Это они, их бред заставляет героиню сходить с ума и в конечном итоге убить себя. В итоге Таракановой «пользуются» не мужчины и не женщины, а целая страна. Убогая, лицемерная, безнадежно вульгарная. Не понимающая и не умеющая распознать красоту (символом которой она является). Об этом спектакль Жени Беркович. Об этом же роль Екатерины Стеблиной. Другой вопрос, что в контексте современности в эту самую красоту и странное, сексуальное «подвижничество» героини не верится. Недостаток инсценировки сильно портит общее впечатление от спектакля. И, увы, его не может затмить даже блистательная работа актеров и молодого режиссера.