Отзывы о "Горячее сердце"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
29 апреля 2013

«Горячее сердце»: двигатель внутреннего сгорания

В «Современнике» поставили Островского.

Премьера пьесы «Горячее сердце» именно в «Современнике» — новость довольно неожиданная. Во-первых, Островский в нынешнем репертуаре театра до сих пор не значился. Во-вторых, конкретно эта пьеса режиссерами никогда любима не была. Егор Перегудов, тем не менее, за нее взялся. Больше того — он лишил ее обличительного пафоса, зато привнес поэтическое начало.

Идея превратить Островского в провидца сегодняшней России не оригинальна. Перегудов не стал делать ее основной. Сюжет о жизни семейства купца Куроспелова для него первопричина скорее философских, чем социальных выводов. А условный город Калинов здесь не метафора страны, в которой все плохо с правителями, чиновниками, бизнесменами и любовью. Это метафора жизни как таковой. Отчаянно-безнадежной, жалкой, дикой, примитивной. Неслучайно местом действия стала пожарная часть. Еще чуть-чуть, — и всё на свете полыхнет адским пламенем, исчезнет.

Жизнь на грани остро ощущает только Куроспелов (замечательная работа Василия Мищенко). Герой-купец здесь вовсе не жалкий самодур с дремучей душой и рабовладельческим сознанием. Но «вечно пьяный» поэт, тонко чувствующий «безобразие вокруг». Он — единственный, кого жаль. Кто симпатичен. Кому хочется посочувствовать.

В самом начале спектакля, и в самом его конце Куроспелов произносит сакраментальное «небо валится». И одна только эта фраза (сказанная Василием Мищенком с поразительно-пронзительной горечью) оправдывает все несовершенства этого важного, но местами «неповоротливого» спектакля. Режиссер Егор Перегудов заключил действие пьесы в условную рамку, — все герои Островского суть актеры, разыгрывающие роли в последнем спектакле «барина, помешанного от театру». Прямо на сцене установлено два ряда стульев, на которые периодически усаживаются актеры, не занятые в той или иной сцене. Такой формат, конечно, концептуален, но он утяжеляет зрительское восприятие. Кроме прочего, художник Владимир Арефьев выстроил на сцене целый караван-сарай. Установил кирпичный занавес, вывез на сцену гигантских размеров подводную лодку, «высадил» лес из неправдоподобно огромных надувных бревен, наконец, обрушил звездное небо (задник, усеянный мерцающими лампочками).

В эффектном антураже, тем не менее, разыгрываются будничные драмы. Умная и красивая Матрёна (еще одна яркая роль Дарьи Белоусовой) изменяет мужу-Куроспелову с негодяем и мелким воришкой-приказчиком (Дмитрий Смолев). Его дочь Параша (Светлана Иванова) с трогательно-детской верой в то, что всеё можно изменить, пытается спалить дом отца и убежать к своему нищему принцу. Принц же — разорившийся Вася Шустрый (Иван Стебунов) — спит и видит парашино наследство. Еще есть разухабистый богач Хлынов (Артур Смольянинов). Он уверен (и не зря), что всё на свете продается и покупается. Городничий Градобоев (Владислав Ветров), готовый плясать под дудку любого, у кого власти в руках больше. И честный нищий Гаврило (Сергей Гирин), безропотно терпящий убогую жизнь в наказание за собственную праведность. Судьбы героев — все как одна — трагичны. В версии Перегудова решений и спасений ждать неоткуда и не от кого. И как будто итог, вдогонку отцовскому «небо валится», звучат в финале слова Параши: «Какое уж тут счастье, хоть бы пожить по-людски».

Отзывы о ««Горячее сердце»: двигатель внутреннего сгорания»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

16 января (ср) | 19:00 | Театр наций, драма 16 января (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

15 января (вт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 15 января (вт) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.