Отзывы о "Окаёмовы дни"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
11 июня 2013

«Окаёмовы дни»: правильная мелодрама

На вахтанговской сцене Владимир Этуш играет самого себя.

Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова для своего бенефиса Владимир Этуш выбрал сам (в этом году всеми любимый актер отмечает 90-летие). Выбрал неслучайно — сегодняшнему театру очевидно не хватает доброты, света и лирики. А в «Машеньке» Афиногенова всё это есть, если исключить из нее советские анахронизмы и фальшивые комплименты несуществующему уже строю. Режиссер Родион Овчинников так и сделал.

Увы, в новой, режиссерской версии пьеса превратилась в слезливую сентиментальную мелодраму. И не играй в ней легендарный Этуш — она и вовсе стала бы проходной. Судите сами, живет себе старый академик, заскорузлый гордец, который 16 лет не может простить уехавшего в Сибирь (или сосланного туда?) сына. Его душу греют только награды и премии, родных людей (кроме домработницы Моти) нет. Вот на пороге его богатой квартиры с зеленой лампой из сталинской библиотеки появляется внучка, которую он никогда не видел. Сын, как выясняется, умер, его супруга снова вышла замуж, а бедной 16-летней Маше некуда деться. Далее, как в сказке, злой старик и трогательная девочка-огонёк прикипели друг к другу душами. Грозный ученый превратился вдруг в нежнейшего дедушку и открыл для себя... Евангелие. Однако мать Машеньки приезжает за ней. И на дворе 1941-ый год, и предчувствие будущих мучительных катастроф витает в воздухе.

Атмосфера «без пяти минут смерть» — это некий финал. Но про него забываешь, потому что не он здесь главное. Владимир Этуш — без всякой лести — грандиозен в роли академика Окаёмова. Он, кажется, даже не играет. Так не соотносимы медлительность его движений, долгие паузы в монологах, нарочито негромкие интонации с тем, что принято считать актерством. В душевную метаморфозу его героя веришь сразу, забывая о неправдоподобности мгновенных перемен и открытия не советских, но библейских истин. В таких обстоятельствах Этуш избегает пафоса и торжественности, он о-б-ы-ч-е-н! И эта его способность стать тем, кого играешь — потрясает. Ему, как и его герою, кроме прочего, присуще удивительное чувство юмора и самоирония. Лучшие моменты спектакля — тихим голосом произнесенные реплики Окаёмова в адрес самого себя, Машеньки, ее первого возлюбленного, Моти...

Что касается остальных актерских работ, в этом спектакле они, прямо скажем, слабоваты. Буквально все переигрывают и, кажется, волнуются, стоя на одной сцене с Этушем. Тем более удивительно, что Дарья Урсуляк, играющая Машу, справилась. Еще студентка Театрального института им. Щукина она нисколько не потерялась рядом с мэтром. Их дуэт с Владимиром Этушем силён и пронзителен. А про то, что режиссер «пережал» с сантиментами, повторюсь, вспоминается только после выхода из зрительного зала.

Отзывы о ««Окаёмовы дни»: правильная мелодрама»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.