Константин Райкин поставил спектакль по мотивам комедии «Пигмалион».

Долгожданная премьера в «Сатириконе» — беспроигрышный вариант для театральной кассы. Всеми любимая комедия Бернарда Шоу в качестве исходного материала, вымуштрованные Райкиным звезды в главных ролях. Эффектные декорации, узнаваемая музыка, внятная режиссура без намека на модные концепции — все составляющие постановки с уточняющей приставкой «хит».

Константин Райкин выбрал необычную стилистику для нового спектакля: он погрузил сюжет о внезапной любви ученого-филолога и его замарашки-ученицы в атмосферу немого кино. Прямые ассоциации с чаплиновскими шедеврами закрепила музыка из черно-белых фильмов и мерцающий, сбивчивый свет в бессловесных эпизодах. К слову, последних не так много (первая встреча Хиггинса и Элизы у театра, ее уроки и, затем провал на скачках). Поэтому режиссерская задумка навязчивой не выглядит. Зато она дает новые возможности для демонстрации могучего актерского потенциала всех участников праздничного действия. Сатириконовский конёк — открытое лицедейство, и в этом спектакле лицедейства хоть отбавляй. Игра лицом, преувеличенные жесты, виртуозное владение собственным телом... Другой вопрос, что в сменяющих немой план картинах всего этого кажется чересчур.

Чуть-чуть больше, чем надо эксцентричен профессор Хиггинс (его в очередь играют Максим Аверин и Артем Осипов); Элиза (Елизавета Мартинес Карденас/ Альбина Юсупова) перебарщивает с «нищенской слюной», миссис Пирс (Елена Бутенко-Райкина/Марина Иванова) совсем по-куриному хлопочет, а папаша Дулитл (Григорий Сиятвинда/Денис Суханов) и вовсе превращает каждое свое появление в клоунский скетч. Впрочем, все эти преувеличения спектаклю впору — публика хохочет каждый раз, когда Хиггинс растягивает гласные, а Дулитл прогоняет с себя блох первым попавшимся предметом из дорогой обстановки профессора.

Жанр комеди

йного шоу обязывает перебарщивать. Эффектные контрасты в нарядах героев, их поведении и привычках делают  смешное более выпуклым, — из зала с хмурым лицом не выйдет никто. А уж как должны порадоваться любители мелодрам! Любовь главных героев в спектакле Райкина читается куда яснее, чем в книжке. Как говорится, если играем чувство, так уж чтобы то самое, одно единственное, «на разрыв аорты».

Хэппи-энд радует истосковавшуюся по веселому и доброму театру публику настолько, что она устраивает продолжительную овацию. Кажется даже, что аплодисменты раздаются в адрес самого факта случившейся яркой и нарядной сказки на сцене. Что и говорить, в репертуаре достойных театров их сейчас днем с огнем не сыщешь. В общем, если хотите отдохнуть, не пропустите новый спектакль в «Сатириконе».

фото (1): Михаил Гутерман
фото (2, 3) : Екатерина Цветкова