Борис Юхананов поставил грандиозный спектакль-мистерию с Игорем Яцко в главной роли.

Хотите узнать, что такое современный театральный авангард? — спешите попасть на премьерные показы новой постановки Бориса Юхананова. Ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, теоретик и экспериментатор, основатель Мастерской Индивидуальной Режиссуры поставил пьесу испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона «Стойкий принц», переименов ее в «Стойкий принцип». Правда, сюжет претерпел множество трансформацией, местами перестал быть сюжетом (так возникли «узоры и миражи первого и второго актов»).  А в финале история и вовсе превратилась в пушкинский «Пир во время чумы». Продолжительность этой сюрреалистической громады — без малого десять часов, и она рекомендована к просмотру только тем, кто причисляет себя к театралам-фанатикам и точно знает, что выдержит «испытание смыслом».

Экспериментатор-радикал, Борис Юхананов ставит не так часто. Работа длится годами (так, к примеру, над «Фаустом» он «колдовал» десять лет), поэтому премьер от него ждут с особенным трепетом и каждая автоматически становится событием.

«Стойкий принцип» — история португальского принца Фернандо (Игорь Яцко), который предпочел рабство, лишь бы не сдавали мусульманам Марокко город Сеуту (кроме прочего, оплот христианства). В плену принц умер. Этот поступок — не только пример «принципа чести» в действии, но и наглядная демонстрация еще одной идеи Кальдерона — «Жизнь есть сон» (это название главной пьесы испанского автора и надпись-эпиграф к спектаклю Юхананова). А потому принцу все равно — жить или умирать. Мысль о случайности жизни, как и неминуемой радости гибели, подводит режиссера к еще одному выводу: важна только жизнь души и соответствующая мотивация поступков.

Условная зацикленность режиссера на смерти, как освобождении ото сна, превращает спектакль в откровенную пародию и на реальность, и на ирреальность.  Она достигается разными средствами. Так, сцены на кладбище превращаются в комическую разноголосицу: один и тот же диалог персонажей Кальдерона произносится ниоткуда взявшимися новыми героями вроде революционерки и бунтаря, юнкера и курсистки, оборотня и девы и даже двух упырей.  В музыкальной «оргии», песни Генсбурга соединяются с музыкой Вертинского, а еврейские народные мелодии с хоралами XII века.  Сценографическое буйство продолжает тему пародии. Перед зрителем — гигантские портреты уснувших Пушкина и Кальдерона, книга-дом, могила, смерть с косой, саблистки, «бегающий» трон, небесный свод, который еще чуть-чуть и рухнет на землю...

Абсурдистский хаос происходящего на сцене противопоставлен нормальной человеческой логике, он изматывает зрителя, в то же время освобождая его от стереотипов восприятия. «Стойкий принцип» — самое настоящее испытание не только для «случайных» гостей ШДИ, но и для профессионалов. Его следует пережить как некое мистическое, почти сакральное действо. Тем более, как ни переплетаются в нем сюжеты Кальдерона и Пушкина, как ни дробятся куски текстов, как ни «рассыпаются» звуки, есть в нем некий колоссальный сверхсмысл, объединяющий всё. Самое главное здесь — приятие идеи смерти. Текста, музыки, театра, смысла, людей, наконец. Юхананов исключает любые компромиссы, и с этим нужно смириться. Тем более, что не в театре, в жизни — со смертью — так или иначе — придется смириться всем.

«...Задумчивый дракон зависает над полем битвы. Во внутреннем тупике, внутренней стагнации, остановке смотрит он на эту бесконечно воспроизводящую саму себя войну. И вот выдыхает дракон смертельный огонь, и все воины разом ложатся на поле битвы.
— Что же нам делать? — спрашивают Ваня и Маня дракона.
— Похоронить....» © Б. Юхананов


Для справки: Борис Юхананов (30 сентября 1957, Москва) — российский режиссёр, практик и теоретик в области театра, видео, кино и телевидения; поэт, автор критических и культурологических статей, в 1980-х — 1990-х деятель театрального андеграунда, один из основателей кинематографического движения «параллельное кино» в России.Окончил в ГИТИСе курс режиссуры (мастерская А. Эфроса, педагог по режиссуре А. Васильев).В 1985 году он создает первую в Советском Союзе независимую театральную группу «Театр-Театр» и, экспериментируя в области перформанса и хэппенинга.
В сотрудничестве с братьями Игорем и Глебом Алейниковыми (Москва) и Евгением Юфитом (Ленинград) основывает кинематографическое движение «Параллельное кино», которое создает фильмы вне системы государственного кинопроизводства. В это же время выступает постоянным автором и входит в состав редколлегии самиздатовского журнала «Сине Фантом» Свои видеоэксперименты Юхананов осмысливает в теоретических статьях «Теория видеорежиссуры», «Фатальный монтаж», «У тебя в руках твоя голова», «Имаго-мутант» и др. Рождается новый метод работы и форма — «медленное видео». В конце 1980-х режиссёр занимается новым проектом — Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР). Он собирает молодежь, чтобы обучать её и осуществлять сложные универсальные проекты, которые базируется на принципе интегральности образования, включающем в себя театр, кино, телевидение и артистические практики. Также создает так называемую «ЛабораТОРИЮ», изучающую отношения священного и игрового на основании текстов Торы.