В Театре Пушкина сыграли первую премьеру сезона.



Театр Пушкина открыл новый сезон спектаклем «Две дамочки в сторону севера»  с Верой Алентовой и Натальей Николаевой в главных ролях. К слову, постановка должна была закрыть минувший сезон, и в режиссерах у нее числилась не Надежда Аракчеева, а Владимир Агеев. Что-то, увы,  не сложилось, и выпуск состоялся только сейчас. При всех неровностях, в которых очевидно виновата «смешанная» режиссура, спектакль вышел обаятельный и смешной.

Комедию Пьера Нотта французские критики признали лучшей пьесой 2008 года. С тех пор ею заинтересовались режиссеры разных стран, в том числе и России. Московская премьера — первая, но то, что после нее будут и другие, сомнений нет. Дело в том, что «Две дамочки»  — идеальный, бенефисный вариант для возрастных актрис. По сюжету две немолодые сестры Бернадетта и Анетта застигнуты врасплох смертью матери.  Взяв с собой ее прах, они отправляются на поиски могилы отца — чтобы родители «всегда были рядом».  Само собой, в пути их ждут приключения, а в финале — душевные перемены.

В Театре Пушкина сестер представили в образе двух чудачек в экстравагантных нарядах. Кажется, что перед нами клоунессы, превратившие гротеск в жизненный принцип. Всего в них чересчур: в одной — веса, в другой — макияжа, и в обеих — несбывшихся надежд. Их трогательные ссоры веселят зрителя, а взаимные колкости воспринимаются как нежность. Всё бы хорошо, но спектакль (или пьеса?)  местами буксует, повторяются шутки, и сестрицы теряют задор.

Ближе к финалу тонкая грань между смешным и трагичным почти стирается, и становится ясно — Бернадетта и Анетта в русской версии переборщили со смыслом. Великолепные драматические актрисы Алентова и Николаева, почувствовав в пьесе трагические нотки (стоя у отцовской могилы, сестры прощают друг другу все обиды и уходят, держась за руки), их тут же усилили. Оно и понятно — они привыкли играть всерьез. Но спектаклю, начавшемуся как комикование, в конце явно не хватило оптимизма. Впрочем, это придирки, потому как самое главное — грустных клоунесс с неиссякаемым запасом жизненной стойкости — Алентова и Николаева сыграли прекрасно.