Отзывы о "Маскарад Маскарад"

Маскарад Маскарад Маскарад Маскарад
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Михаил Угаров
Длительность 60 мин

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
16 февраля 2014

«Маскарад Маскарад»: современные страсти

В ЦИМе показывают новую пьесу Михаила Угарова.

Отец-основатель русской новой драмы, Михаил Угаров ничего не писал 11 лет. Поэтому логично, что его новое детище — пьеса «Маскарад Маскарад» — оказалось под пристальным вниманием театралов. Первые показы состоялись в рамках проекта ЦДР «Актуализация классики», затем «Маскарад» вошел в репертуар прошлогодней «Золотой маски» и открыл фестиваль «Новая пьеса». Успех лермонтовскго сюжета, перенесенного в наши дни, превзошел все ожидания.

«Маскарад Маскарад» не разочарует ни поклонников культового угаровского спектакля «Облом-off», ни тех, кто его ни разу не видел. Последним, впрочем, одна рекомендация — идти смотреть стоит только в том случае, если вы не считаете деконструкцию школьной классики поруганием святынь. Это ни в коем случае не Лермонтов. Узнаваемым остался только сюжет с потерей браслета и смертью ни в чем неповинной женщины. Все остальное совсем из другой оперы. Из современной.

Теперь не поруганная честь волнует Арбенина (интересная работа Егора Корешкова), а внезапная новая переменная в уравнении жизни. Стройная концепция (куда же сегодня без концепций, бога еще не нашли, а идеологию давно потеряли), рассыпалась. Он был уверен: жизнь — война, умный мужчина — верх совершенства, женщина же — либо шлюха, либо жена. Нина внезапно перестала числиться в женах... А концепцию, безусловно, жаль. Только по этой причине Арбенин убивает пустышку Нину. 

В том, что главная героиня именно пустышка, никаких сомнений: она хлопает большими глазами, лопочет что-то про «персидский язык» и радуется мороженому, как трехлетний ребенок. Умирая,  обиженно говорит, что во всем виноват бог, «который непременно будет гореть в аду». Таких девочек-аленушек сегодня много, и их пресное существование никому не мешает.

Поэтому и наказания не последует. Арбенин отправится восвояси — на войну. Оказывается, это там он научился всё решать за других и убивать, не спрашивая на то разрешения. Военные летчики бывшими не бывают. А война, по Угарову, повсеместна. Никто не помнит её начала и никто не увидит её конца.

Остроумно обыграна сюжетная линия со Звездичем (еще одна удача Александра Молочникова, уже засветившегося в МХТ в спектаклях «Каренин »и «Новые страдания юного В.») и баронессой Штраль. Последняя в версии Угарова превратилась в лучшую подругу матери своего одноразового любовника. Она давно жаждала этого блудливого мальчика, на маскараде он сам пошел ей навстречу. Дерзкий монолог женщины «за 40»  — один из лучших моментов пьесы. Решившись на чувство, она осознает, как это чувство стыдно и неуместно. Боль мешается здесь с нежностью, улыбки с пощечинами. «Режут» только нарочитые пошлости в словах двух без пяти минут любовников, — но куда без них в современных отношениях.

Что еще важно — поэзия становится у Угарова прозой.Проза эта звучит как музыка. Она безупречно стилизована, ее неперемнно растащат на цитаты. Что касается сценографии, то ее практически нет. Никаких примет времени и тем более бытописания. Но то, что это всё о нас, потерявших ориентиры в эпоху перманентных военных действий, понятно сразу. Это слышно, видно, и это... болит.

Отзывы о ««Маскарад Маскарад»: современные страсти»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

14 декабря (пт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 14 декабря (пт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.