Оскар Уальд для всех и каждого.

В Школе драматического искусства состоялась премьера нового спектакля худрука театра Игоря Яцко — «Как важно быть серьезным». На этот раз блистательная фантазия режиссера и актера нашла выход в работе над игристой, как шампанское, комедией Оскара Уайльда. Знаменитые парадоксы зазвучали совсем по-хулигански, но главное — с существенным «отрывом» от театральных штампов. Веселый и легкий спектакль легко обвинить в бесконцептуальности, но зачем? — это редкий случай театрального хита. Изобретательного и при этом внятного.

Яцко взглянул на Уальда с единственно верных позиций — только не «Станиславский». Жизнеподобие, которое пропагандировал мэтр, в данном конкретном случае не работает вообще. Смотреть на то, как актеры отчаянно пытаются изображать английских денди? — скучно. А вот доведенный до идеала гротеск — что называется, ход конем. Яцко привлек к работе превосходный актерский ансамбль. Все они — и Александр Лаптий, и Андрей Емельянов, и Сергей Ганин, и Людмила Дребнёва, и Ольга Баландина... — яркие харизматики. Их эксцентричная, несколько нарочитая манера игры превращает комедию в настоящее шоу. Пускай с эстрадным душком, но так ли уж это существенно, когда публика в восторге. Четыре часа спектакля пролетают незаметно — и даже жаль расставаться с этим мастерски поставленным и сыгранным дуракавалянием.

Сюжетная основа комедии ненавязчива и неправдоподобна — два холостяка придумали себе двойников, чтобы  ухаживать за дамами было легче. Совсем было запутавшись в интригах, оба влюбились по-настоящему. Им пришлось несладко — и до хэппи-энда было еще далеко...

Выяснениям отношений влюбленных парочек весь вечер аккомпанировал пианист с демонической внешностью (Федор Амиров). С самого начала он задал действию несерьезный тон: марш Мендельсона прозвучал, когда по сюжету было ясно — свадьбе не бывать. «Полет Валькирий» — когда светские дамочки появились в мужской гостиной. В антракте публике предложили английский чай с бутербродами и дали послушать оперное пение в живом исполнении.

Всё  было  в этот вечер легко, изящно и несерьезно. Так, как бывает только в уальдовских комедиях, сыгранных (не в пример богомоловской версии «Идеального мужа») безо всякой задней мысли. Просто для удовольствия.

фото Михаила Гутермана