Ричард-Ричард

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
1 марта 2013

«Ричард-Ричард»: королевское раздвоение

В Театре Пушкина оправдали злодея.

В филиале Театра Пушкина состоялась премьера спектакля Бориса Дьяченко по исторической пьесе Шекспира о самом кровавом короле Англии. Пьесу режиссер сильно сократил и многое дофанатазировал. К примеру, главной идеей стало раздвоение личности Ричарда III. Первый, злой Ричард, по версии Дьяченко, это мужчина. А совестливый и честный — женщина.

На самом деле, заядлые театралы спектакль уже видели — на сцене Школы-студии МХАТ, где Дьяченко преподает. Нынешний вариант концептуально ничем не отличается от ученической версии. Но поскольку теперь «Ричард-Ричард» отдан на откуп уже состоявшимся актерам театра (единственный, кто перекочевал из «черновика» в «чистовик» — «злой» Ричард, Павел Ерлыков), смотрится он иначе. Не хуже и не лучше, просто теперь правитель-убийца и его белокурый двойник не являются центром и смыслом действия.

Теперь раздвоенный Ричард — всего лишь звено в цепи персонажей. Надо отметить, персонажей прелюбопытных. Стараниями актеров театра образы Бэкингема, Кларенса, Брэкберри, Анны с Елизаветой и даже убийц (Алексей Воропанов, Владимир Жеребцов, Сергей Миллер, Анна Кармакова, Ирина Петрова, Александр Анисимов и Алексей Рахманов соответственно)  вышли самодостаточными. Их появления — задуманные как эпизодические — теперь выглядят как очередь из маленьких актерских бенефисов. Актеры намеренно снижают градус серьезности своей игры. Но тем интереснее. Интриги и козни Ричарда выглядят теперь как нелепая фантазия, комичный перевертыш. Он настолько чудовищен, что даже смешно. Шарма фарс-трактовке добавляют и карнавальные костюмы, и многоэтажные начёсы на головах (художник по костюмам — Маргарита Песчанская).

А что же Ричард? Паша Ерлыков играет, что называется «нутром». Со страстью первопроходца бросается он на амбразуру королевского характера, его герой буквально источает яд чудовищных намерений, по-звериному рыкает на разговорчивую совесть (ее то как раз и играет женщина (Анастасия Панина —  прим. ред.)), без конца бьется в истериках. Но в силу небольшого опыта ему не удается играть без нарочитости. Отчего возникает диссонанс в актерских подачах — Ричард «получается» персонажем глубоко трагичным, тогда как все остальные — трагикомичными. Впрочем, всё это придирки. То внутреннее сражение добра и зла, которое режиссер Дьяченко задумал выявить в шекспировском герое, Ерлыкову показать удается. Сцена ричардовского самосуда самая эффектная в спектакле: рев «Коня, коня, полцарства за коня!», мелькнувший белым хлыст-плеть, пустой трон и... всё и всех покрывающая мгла финала. Если в театре вы цените новые трактовки классических сюжетов, или вам важна актерская увлеченность, «Ричард-Ричард» в Театре Пушкина — очень неплохой вариант.

Отзывы о ««Ричард-Ричард»: королевское раздвоение»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.