Отзывы о "Майерлинг"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
28 марта 2013

«Майерлинг»: имперское самоубийство

В МАМТе поставили британскую классику.

Четырехчасовую громадину костюмированного балета хореографа Кента Макмиллиана осилила труппа второго балетного театра страны. Знатоки, возможно, заскучают, но неискушенный зритель, несомненно, придет в восторг. Представьте себе — никакого модерн-данса и ставшей уже традицией аскетичной сценографии. Все по-старинке, как любили наши бабушки. Любовь-кровь-политика (еще и по реальным событиям) на сверкающем фоне исторических декораций. Пышные юбки придворных дам, фальшивый блеск фамильных драгоценностей, камзолы и головные уборы офицеров с восхитительным плюмажем. Роскошь австро-венгерской империи подробно выставлена на сцену, даже рамка для нее есть — внушительное полотно с изображением императорского герба.

Но «подробны» не одни декорации и костюмы (последних в балете больше двух сотен!). «Майерлинг», пожалуй, самый тщательный сюжетный балет из ныне существующих в московском репертуаре. Трагедия в венценосном семействе буквально «разжёвана» — количество мизансцен вообще противоречит здравому смыслу. И тут без «подсказок» программки обойтись трудно. Без нее, например, невозможно понять, в какие моменты случились политические заговоры, и за что поднимались кубки с вином. Также не очень ясно, в каких отношениях принц Рудольф состоял с каждой из многочисленных женщин, присутствующих на сцене.

Впрочем, какая разница, с кем спал принц, если в итоге истинную пару ему, неврастенику и наркоману (в балете Макмиллиана вполне внятно дано понять, что наследник престола был пристрастен к морфию) составила 17-летняя психопатка Мария Вечера. Ее любовь с принцем невозможна по политическим со ображениям — он должен жениться, чтобы угодить отцу и короне. Тогда австрийская Джульетта решается быть застреленной из револьвера возлюбленного. А тот, совершив убийство, стреляется сам. Психоз закомплексованного без пяти минут монарха идеально играет Полунин, но и Игорь Зеленский и Георги Смилевски (танцующие с Полуниным в очередь) тоже вполне убедительны. Единственное, им, в отличие от Полунина, не хватает драматической мощи.

По-настоящему веришь в бред с черепами и револьверами (по сюжету принц страдает от навязчивой идеи о смерти) только, когда этот бред танцует экс-премьер Королевского балета Великобритании. Без него этот классический и, будем честны, излишне мелодраматичный и старомодный балет (пусть даже он насыщен сверхсложными и почти что акробатическими поддержками) смотреть скучновато.

Для справки: балет «Майерлинг» был поставлен в 1978 году. Нигде, кроме родного лондонского «Ковент Гардена» не шел, но МАМТу удалось заполучить на него права. Во многом это случилось благодаря тому, что премьер лондонского балета (Сергей Полунин) внезапно перешел в труппу «Стасика».

Отзывы о ««Майерлинг»: имперское самоубийство»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Премьера

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.

Премьера

20 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 20 апреля (сб) | 19:00

Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.

Премьера

30 марта (сб) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 30 марта (сб) | 19:00

Спектакль-исследование поколения, родившегося в 90-е.

Премьера

6 апреля (сб) | 18:00 | Новое Пространство Театра Наций, интерактивная программа 6 апреля (сб) | 18:00

Спектакль об искусственном интеллекте с роботом в главной роли.

28 марта (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 28 марта (чт) | 19:00

Всего три актера разыгрывают гоголевскую поэму.