Отзывы о "Пять вечеров"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
26 февраля 2013

«Пять вечеров» за колючей проволокой

В Ленкоме поставили пьесу Володина.

Володинская драматургия сегодня в тренде. «Пять вечеров» можно увидеть в «Современнике» (Елену Яковлеву в роли Тамары заменила Евгения Симонова, Ильина по-прежнему играет Сергей Гармаш), в «Мастерской Петра Фоменко» (у режиссера Рыжакова в образ любящей пары вживаются Полина Агуреева и Игорь Гордин), теперь вот в «Ленкоме». В театре Марка Захарова ее поставил петербуржец Андрей Прикотенко, главные роли он отдал Олесе Железняк и Андрею Соколову. Выбор интригующий, если учесть, что оба актеры в ролях такого масштаба ранее замечены не были. Хочешь — не хочешь, а сравнения с кумирами неизбежны. А ведь еще есть недосягаемый идеал — фильм Никиты Михалкова, в котором играла Людмила Гурченко и Станислав Любшин.

Видимо, мысли о сравнении, приходили в голову и режиссеру Прикотенко. Он решил поставить володинский шедевр так, как никто еще не ставил. А именно — вытащить на свет лагерное прошлое Ильина. Не курсивом или намеком обозначить его, как это делал, собственно, сам Володин. А так, чтобы в зрительном зале не осталось тех, кто не понял.

Исторический уклон, безусловно, имеет право на существование, но в случае с Володиным он не может быть смыслообразующим. Его драматургия зиждется на подробностях чувствования, сердцем ее, основой ее является человек. Условия же, в которые человек поставлен, значение имеют постольку поскольку. В «Ленкоме» эту аксиому зачем-то попытались опровергнуть.

Лагерная тема обозначена еще в фойе —  выставкой, посвященная жертвам сталинских репрессий. Сам спектакль начался с эффектного появления трех зэков в телогрейках, засыпанных снегом. Декорации тоже красноречиво свидетельствовали о режиссерской концепции: глухая стена из красного кирпича, нары вместо кровати... Агрессивному нагнетанию володинский текст не подчинился. В нем столько нежности, юмора, мудрой печали. Он выше любой истории, даже с самой трагической. Любовь между Тамарой и Ильиным — это не любовь между людьми, которых разлучила война и лагерь. Это любовь вообще, как таковая. В ней интересны и бесконечно трогательны паузы в диалогах, недосказанности, смущенные попытки не обнаружить большое чувство.

В условиях, заданных Прикотенко, вся эта прелесть размыта. И что еще хуже — происходящее на сцене напоминает сериал. Кстати, о мыле вынуждает думать и актерская игра второстепенных персонажей. Пожалуй, всех, кроме Александра Сирина (он замечательно играет друга Ильина — инженера Тимофеева). На таком фоне работы Соколова и Железняк предстают в выгодном свете. Соколову удалось сыграть робость взролого мужчины, не знающего куда деть руки-ноги в момент встречи с «той самой». А Железняк, несмотря на фирменные замашки клоунессы, убедить зрителя в том, что ее Тамара — персонаж трагический. В измученная бытом и одиночеством «передовике производства» живет женщина, умеющая любить и ждать.

В сыгранной истории множество неувязок (одна из самых запоминающихся — почему Ильин, отсидевший по политической статье, ближе к финалу спектакля начинает разговаривать на блатном жаргоне и почему на груди у него оказывается наколка-профиль Сталина). Но эти неувязки — пустяк по сравнению с главной неудачей спектакля: его мертвой концепцией. Володинская история любви все равно прозвучала громче исторических обобщений. А если еще честнее — обощения эти оказались не к месту. Как ни крути, а Володин и пафос (пусть даже исторический) — понятия несовместимые.

Отзывы о ««Пять вечеров» за колючей проволокой»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.