Отзывы о "Пять вечеров"

Моя оценка

Наталья Витвицкая
26 февраля 2013

«Пять вечеров» за колючей проволокой

В Ленкоме поставили пьесу Володина.

Володинская драматургия сегодня в тренде. «Пять вечеров» можно увидеть в «Современнике» (Елену Яковлеву в роли Тамары заменила Евгения Симонова, Ильина по-прежнему играет Сергей Гармаш), в «Мастерской Петра Фоменко» (у режиссера Рыжакова в образ любящей пары вживаются Полина Агуреева и Игорь Гордин), теперь вот в «Ленкоме». В театре Марка Захарова ее поставил петербуржец Андрей Прикотенко, главные роли он отдал Олесе Железняк и Андрею Соколову. Выбор интригующий, если учесть, что оба актеры в ролях такого масштаба ранее замечены не были. Хочешь — не хочешь, а сравнения с кумирами неизбежны. А ведь еще есть недосягаемый идеал — фильм Никиты Михалкова, в котором играла Людмила Гурченко и Станислав Любшин.

Видимо, мысли о сравнении, приходили в голову и режиссеру Прикотенко. Он решил поставить володинский шедевр так, как никто еще не ставил. А именно — вытащить на свет лагерное прошлое Ильина. Не курсивом или намеком обозначить его, как это делал, собственно, сам Володин. А так, чтобы в зрительном зале не осталось тех, кто не понял.

Исторический уклон, безусловно, имеет право на существование, но в случае с Володиным он не может быть смыслообразующим. Его драматургия зиждется на подробностях чувствования, сердцем ее, основой ее является человек. Условия же, в которые человек поставлен, значение имеют постольку поскольку. В «Ленкоме» эту аксиому зачем-то попытались опровергнуть.

Лагерная тема обозначена еще в фойе —  выставкой, посвященная жертвам сталинских репрессий. Сам спектакль начался с эффектного появления трех зэков в телогрейках, засыпанных снегом. Декорации тоже красноречиво свидетельствовали о режиссерской концепции: глухая стена из красного кирпича, нары вместо кровати... Агрессивному нагнетанию володинский текст не подчинился. В нем столько нежности, юмора, мудрой печали. Он выше любой истории, даже с самой трагической. Любовь между Тамарой и Ильиным — это не любовь между людьми, которых разлучила война и лагерь. Это любовь вообще, как таковая. В ней интересны и бесконечно трогательны паузы в диалогах, недосказанности, смущенные попытки не обнаружить большое чувство.

В условиях, заданных Прикотенко, вся эта прелесть размыта. И что еще хуже — происходящее на сцене напоминает сериал. Кстати, о мыле вынуждает думать и актерская игра второстепенных персонажей. Пожалуй, всех, кроме Александра Сирина (он замечательно играет друга Ильина — инженера Тимофеева). На таком фоне работы Соколова и Железняк предстают в выгодном свете. Соколову удалось сыграть робость взролого мужчины, не знающего куда деть руки-ноги в момент встречи с «той самой». А Железняк, несмотря на фирменные замашки клоунессы, убедить зрителя в том, что ее Тамара — персонаж трагический. В измученная бытом и одиночеством «передовике производства» живет женщина, умеющая любить и ждать.

В сыгранной истории множество неувязок (одна из самых запоминающихся — почему Ильин, отсидевший по политической статье, ближе к финалу спектакля начинает разговаривать на блатном жаргоне и почему на груди у него оказывается наколка-профиль Сталина). Но эти неувязки — пустяк по сравнению с главной неудачей спектакля: его мертвой концепцией. Володинская история любви все равно прозвучала громче исторических обобщений. А если еще честнее — обощения эти оказались не к месту. Как ни крути, а Володин и пафос (пусть даже исторический) — понятия несовместимые.

Отзывы о ««Пять вечеров» за колючей проволокой»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.