Отзывы о "Четвероногая ворона"
В МТюзе на Тверской посмотрела чудесный спектакль Четвероногая ворона по произведениям Даниила Хармса. Весь спектакль, это сплошной розыгрыш с изрядной примесью театра абсурда. Историки пишут, что Даниил Хармс любил розыгрыши. Однажды он пришёл в гости и начал при всех снимать брюки, чем поверг в шок присутствующих дам. Оказалось, что под этими брюками на нём были надеты ещё одни.
Спектакль имеет два уровня, как эти брюки с д****** дном ))
Текстовой уровень и уровень, невероятной мимике и гримас актеров. Кажется, что нет такого оттенка эмоции, которую они не могут сыграть лицом или телом. Это делает действо невероятно смешным.
Режиссер спектакля Павел Артемьем видимо наделен очень тонким чувством юмора, которое проскальзывает в массе деталей. Многие шутки начинают искрится на контрасте, апофеоз которого происходит в финале: Полтора часа зритель наблюдает сцены у закрытого на учет магазина в не очень богатом и не очень чистом районе какого-то городка. Смешные герои, часто нелепо одетые вступают в перепалки. Полтора часа вы чествуете всю глубину разочарования и отчаяния от невозможности купить хлеба.
А в финале за несуществующей дверью магазина открывается подиум с уставленном яствами столом с теми же героями, но уже во фраках и вечерних платьях. Фантасмагорический финал служит достойным завершением!
Пошла я на спектакль «Четвероногая ворона» в МТЮЗ, прежде всего, чтобы увидеть в нем Олега Реброва, совершенно потрясшего меня своей игрой в «Коллекционере». И что вы думаете? Если бы я не знала, что роль хамоватого и туповатого Мужика играет он – спорила бы с кем угодно и на что угодно, что это другой актер!!!
Ну, ничего общего – ни во внешнем облике, ни в мимике, ни в жестах, не говоря уже об абсолютно иных интонациях в голосе. Потрясающе!!!
Помните, у В. Гафта была эпиграмма «Во всех ролях ты одинакова, артистка Лия Ахетжакова». Да чего уж греха таить – сколько наших прославленных артистов нещадно эксплуатируют одни и те же свои наработки. Тем ценнее видеть на сцене актера, который мастерски может сыграть, казалось бы, диаметрально противоположные образы. Браво, Олег!!!
МТЮЗ – удивительный театр. Я не такой уж и редкий гость в нем, но каждый раз, приходя сюда, делаю для себя все новые актерские открытия! Вот и в «Четвероногой вороне» увидела еще двух потрясающих актеров - Софию Сливину, игравшую жену того самого Мужика – с каким непередаваемым упоением измывалась она над ним, это надо было видеть и Арсения Кудряшова (Петя), появляющегося перед обшарпанной дверью магазина, все пространство перед которым усыпано шелухой от семечек в белоснежной рубашке с бабочкой и с тростью в руке. Кстати, он еще каким-то образом умудрялся использовать эту трость, чтобы сидеть на ней – прямо цирковой трюк!
Сам спектакль родился когда-то в РАТИ-ГИТИСе, в мастерской Л. Хейфеца и перекочевал оттуда уже в МТЮЗ. Несмотря на то, что идет он уже порядка десяти лет, актеры, а многие из них играют в нем чуть ли не со дня премьеры, явно получают удовольствие от своих ролей.
Павел Артемьев использовал в своей постановке рассказы Даниила Хармса, основными чертами произведений которого являются гротеск и абсурд. Да уж, и того, и другого, в спектакле было предостаточно.
Название спектаклю «Четвероногая ворона» дал малюсенький рассказик, который Мужик преподносит просидевшим весь день в ожидании перед закрытой дверью магазина персонажам, как притчу.
А в программке приведено детское стихотворение Хармса «Удивительная кошка» - вещи, казалось бы, несовместимые…
Идет спектакль на Малой сцене, расположенной за Главной сценой. Я смотрю на ней уже второй спектакль, мне она ужасно не нравится, хотя многие ее хвалят.
По времени это очень живое и отлично сыгранное действо занимает полтора часа. Скучать зрителям уж точно не придется, особенно тем, кто не будет искать в увиденном какого-то уж очень глубинного смысла, а станет просто наслаждаться разыгрываемыми талантливыми актерами абсурдистскими зарисовками, в которых много и смешного, и трогательного. Тогда и послевкусие останется очень приятное!!!
Ворида ворида ворида воооорида
Спел «киргиз» (Искандер Шайхутдинов), красиво спел, но не сразу, сначала вступление –оно же подкрепление: семечки в ожидании открытия магазина.
В этом спектакле по Д. Хармсу все так логично, будто и правда пьеса была им написана, но нет на самом деле. Почти настоящая вампука получилась у режиссера Павла Артемьева, смешная, ироничная, абсурдная, поэтичная, драматичная.
Действие первое – У хлебного магазина
Большая красивая и- наверняка! деревянная дверь, на ней криво висит табличка « Учет».
Сюда приходят самые разные люди, за хлебом, и не веря надписи, ждут какое-то время. Люди – жалкие милые неудачники. И, как часто бывало в очередях в советские времена, у них завязываются связи, случаются отношения, складываются драмы и организуются драки.
Нежная фея, например, по имени Галя (Марина Ворожищева?), у нее черное каре, длинная шея, красивая юбка и новые чулки. Гале понравился странный господин Петя (Арсений Кудряшов). Петя почти что клоун, совсем хармсовский персонаж. Худенький, ломкий, с тросточкой, шапкой кудрей, ловко-неловкий, кисти рук Пети гнутся будто на автопортрете Эгона Шиле. Очень-очень странный.
А вот Мужик (Олег Ребров) это чисто мужик. Высокий, красивый, демонстративно агрессивный. Гоняет киргиза, всяко самоутверждается. Пиджачок поддергивает, кепку надвигает, челюсть наоборот выдвигает, пространства как можно больше на лавочке занимает. И при этом всем он - жутко смешной, не меньше Пети. Действие 2 – в квартире Пети
Галя пришла к Пете, потому что у них совпали интересы. На вопрос – любит ли он пиво – Петя ответил – нет, люблю водку, и о удача! есть большая бутылка у него дома. Прямо сейчас. Галя не упускает случай и немедленно отправляется в гости, и даже забирается на кровать, которая у странного Коли расположено высоко-высоко, можно забраться только по лестнице.
Петя, впрочем, больше хотел бы секса, чем водки. Тем более Галя рассказывает про чулки и отсутствие белья. Но приходится сначала угощать даму.
Смех и стеб.
Водка выпита.
Действие третье
Мужик вернулся домой. Он в рваной рубахе, но не из-за драки. Говорит жене (Софья Сливина) – зацепился за трамвай. Смеемся. Но действие становится грустнее и драматичнее. Супруга мужика совсем уж злой женщиной показана. Сварливая и жестокая. Хотя ведь она много работает, и зарабатывает тяжелым трудом за швейной машинкой (на капусту к обеду, и это все), не разгибается спина уж, так что накапливается в ней злости немало. Сорвать злость она может только на беспутном муже.
Грустно и голодно. Муэик вохвращается к магазину, без хлеба домой нельзя, как той сироте без подснежников. Но 12 месяцев он не зовет на помощь. Он надеется на божественное вмешаельство в своб судьбу, которую ничто друго изменить не сможет. Он борется, взламывает дверь, за которой – бетонная стена и значит, полное отсуствие надежды на хлеб. Теперь уж не до смеха. Слезы.
Финал
В финале дверь вдруг волшебным образом распахивается, и все участники действий предстают перед ошеломленными зрителями преображенными, они будто б внутри оперного спектакля. Это ведь и есть Рай?
Галя и жена Мужика – в длинных черных платьях, они изящны и нежны, пьют шампанское, огромный стол накрыт белой скатертью, на нм блюда утопают в цветах и фруктах, Мужик и Петя и все-все-все киргизы- в смокингах. Звучит оперная музыка.
Чудовищно прекрасно и печально.