Сомнамбула

Сомнамбула Сомнамбула
В избранное
Оценка редакции
Жанр опера
Режиссер-постановщик Пьер Луиджи Пицци
Композитор Винченцо Беллини
Длительность 170 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
9 марта 2013

«Сомнамбула»: итальянский Чехов

В Большом мировые звезды спели про лунатизм.

Балетные скандалы продолжают сотрясать главный театр страны. На таком печальном фоне знаковая оперная премьера оказалась как нельзя кстати.

Впервые за 100 с лишним лет в Большом театре поставили «Сомнамбулу». Мало того, что автор этой оперы — Винченцо Беллини, подаривший мире великую «Норму». Она состоялась сегодня, благодаря усилиям итальянских мэтров: режиссера Пьерлуиджи Пицци (это первая его работа в России) и дирижера Энрике Маццолу. Главные партии были отданы на откуп мировым звездам: американке Лоре Клейкомб, южноафриканскому тенору Колину Ли, российскому басу Николаю Диденко

Публика, прежде всего, консервативная, приняла «Сомнамбулу» единогласно. И это понятно. Ставшей уже привычной эпатажной режиссуры здесь нет. Зато есть чарующая музыка (бельканто с итальянского переводится как «красивое пение») и абсолютная театральная условность. Режиссерский стиль Пицци зиждется на заветах Джорджо Стреллера (с легендарным итальянцем Пицци посчастливилось поработать). Из этого следует очень точные выразительные средства и «говорящая» сценография. Задник сцены — это небо, которое меняет цвет в зависимости от настроения главных героев, на его фоне растут белые березы. Деревце-символ нашей необъятной родины, вроде бы, не имеет никакого отношения к незамысловатой мелодраме (речь в ней, кстати, идет о девушке-лунатике, которая чудом избежала бесчестия, явившись во сне в спальню к незнакомцу).

Но Пицци прячет в этих березках элегантный намек на чеховские смыслы оперной пасторали. Видимо, чтобы публике было не так скучно смотреть на сентиментальные экивоки рыжеволосой сомнамбулы и ее ревнивого жениха. Героев окружает «кажущаяся простота», одеты они в наряды чеховской эпохи. Хор (безликая толпа то и дело комментирует происходящее на сцене) Пицци переодет дачниками-дворянами. «Чайка» буквально считывается с первых минут действия: та же вялая усадебная атмосфера, мистицизм от скуки, случайная ревность, разрушительные слухи-догадки... Романтизм, который осмеивал Чехов, по-своему осмеял и Пицци. И все же при всей внятности его концепции, здесь она не важна. А упоительную музыку в исполнении оперных звезд обсуждать бессмысленно, ее надо слушать.

Отзывы о ««Сомнамбула»: итальянский Чехов»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.