В РАМТе сыграли спектакль про судьбу и убийства.

Спектакль, который поставил в РАМТе его худрук Алексей Бородин, номинирован на «Золотую маску» (категория «драма/спектакль большой формы»). Если вы еще не видели «Участь Электры», поверьте, стоит это сделать. Работа в самом деле грандиозная. При своей очевидной амбициозности абсолютно внятная. Понравится и тем, кто в жизни не читал американского классика Юджина О`Нила и в театр ходит редко. И тем, кто причисляет себя к продвинутым театралам.

Безошибочность, с которой РАМТ выбирает для своего репертуара названия, малознакомые зрителю, но при этом являющие собой образцы самой высокой культуры, вызывает восхищение. «Участь Электры» — постановка, в основе которой трилогия нобелевского лауреата по литературе (1963 г) Юджина О`Нила. Густой замес из античных мифов, истории становления США и глубокого психоанализа (по Фрейду)... Всё это — в истории одной американской семьи, для которой жизнь и смерть, любовь и убийство — давно стороны одной медали.

Трагедия — жанр, практически недоступный современному театру, редкий. Его надо уметь выдерживать, не скатываясь в мелодраму. Алексею Бородину и его команде это удалось. На сцене РАМТа любовные страдания (в основе которых — чудовищные комплексы) героев из американского прошлого не выглядят нелепицей. Эмоции сыграны сдержанно, почти сухо. А высоты (не пафоса!) им добавляет безупречно концептуальная сценография Станислава Бенедиктова. На сцене — огромный и страшный дом семьи Мэннонов. Цвета — исключительно черный и серый (такого цвета в спектакле даже цветы), — как будто всё с самого начала времен посыпано пеплом. Или это намек на прах времен?

Этот пустой дом с портретами мертвецов на своих стенах «глушит» любые эмоции, пожирая тех, кто осмелился воевать с его устоями. Ближе к финалу в живых не останется никого. Отравят Эзру Мэннона (Сергей Насибов) его красавица супруга Кристина (Янина Соколовская) и ее любовник Адам Брант (Алексей Веселкин). Движимая безумной, совсем не дочерней любовью к погибшему отцу Винни (Мария Рыщенкова) рукою брата Орина (Евгений Редько) убьет любовника матери. Та застрелится сама. Брат точно так же, как сестра, влюбленная в отца, влюбленный в мать, не выдержит чувства вины и пустит себе пулю в лоб. В конце концов сама Винни похоронит себя заживо.

Так семья, построенная на ревности и ненависти,  самоликвидируется. Как опасный вирус, которому не даст выжить природа (кстати, символ всеведущих высших сил в спектакле присутствует — это луна над домом).

Все время, пока одна трагедия будет сменяться другой, эта луна будет оставаться равнодушной, а дом — жить своей жизнью. Будут двигаться стены, сужаться или расширяться пространство, закрываться и открываться ставни.

Впервые за очень долгое время в нашем театре появился спектакль с настолько говорящей сценографией. Сценографией, наделяющей смыслами все театральное действие и умело прячущей любые его огрехи. Возможно, не всем актерам РАМТа удается раскрыться в этом спектакле, освободиться внутренне и сыграть на сто процентов убедительно. Зато те, кому удается, явно выходят на новый этап своей карьеры. Так, к примеру, Мария Рыщенкова своей работой (это ей досталась роль американской Электры — Винни) доказала, насколько она выросла, как актриса. Ей впору самые сложные роли. С этим VashDosug спешит поздравить молодую артистку. А сам театр — с одним из лучших своих спектаклей.