Отзывы о "Князь Игорь"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
14 июня 2013

«Князь Игорь»: короче о главном

В Большом театре состоялась премьера оперы в постановке Юрия Любимова.

Этой премьеры в Большом театре ждали давно. Величайшая русская опера (хоть и недописанная) в режиссуре величайшего русского режиссера. 95-летний Юрий Любимов, как и предполагалось, представил публике собственную версию бородинского шедевра. И если идейность концепции мэтра не вызывает сомнений, то вот результат кажется спорным.

Новый «Князь Игорь» длится не четыре с лишним часа, а два с небольшим. Партитуру одной из самых красивых русских опер сократили композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов. Повинуясь идее Любимова, они «выбросили» не только так называемые длинноты-связки, но и знаменитую арию Кончака, и дуэт Кончаковны и Владимира. Режиссер объяснил непростительную для любого меломана жестокость просто — публика не выдерживает, уходит из театра, не досмотрев, чем дело кончилось.

Но, кажется, была и еще одна причина: в режиссерскую версию оперы просто «не вписывались» арии-характеристики, вроде той, что поет Кончак. Половецкий хан предстает в ней благородным воином, которому симпатичен русский князь. А в дуэте Кончаковны и Владимира (сына Игоря) очевидно настоящее чувство между детьми враждующих властителей... Любимов же, по его собственным словам, поставил оперу-трагедию о войне. А это такой зверь, которому не до любви. Во всяком случае, любви с подробностями. Только Ярославну с ее плачем бескомпромиссный мэтр «убрать» не решился. Она все так же ждет своего князя-неудачника, верит ему и всё прощает. Финал — это встреча сбежавшего из плена Игоря и его супруги. Что странно, поскольку их чувство очевидно в этой опере не смыслообразующее. Впрочем, эта странность не единственная.

Художник Зиновий Марголин придумал для любимовской версии сценографию, которая не может вызвать никакой другой реакции, кроме недоумения. Задник — гигантское солнце, которое сменяет черный крест. В сценах с половцами возникает несколько каменных идолов, один на всех бутафорский конь и три телеги. Минимализм в случае с «Игорем» — преступление, эпос требует пафоса. И костюмы в постановке оказались невнятными. Русский народ вместе со своими предводителями одет в какие-то серые лохмотья.

Можно предположить, что это тонкий ход. Любимов не способен никого идеализировать, тем более собственных соплеменников. Женщины у него с горя воют — не отпускают своих защитников от себя. Последние тоже не жаждут славных битв, даже остановить разгул временного князя Владимира Галицкого никто не способен. Ближе к финалу этот народец и вовсе подпевает своим скоморохам, которые высмеивают плененного князя. Но увидев, что батюшка воротился и обнимается с любимой женой, тут же запевают «слава!». Какие уж тут краски в характерах и костюмах? На этом фоне абсолютно чужеродной смотрится сцена половецких плясок. Режиссер показывает ее в образцово-традиционной хореографии Касьяна Голейзовского. А это совсем другая стилистика — здесь вам и лисьи шапки, и расшитые шаровары, и танцы до упаду.

Создается впечатление, что опера в любимовской интерпретации — это грандиозная абстракция. В ней даже главные идеи (показ ужасов войны и намек на необходимость дружбы с опасными соседями) звучат курсивом. А жаль, ведь концепция-то хороша. Зла, торжественна и отлично «ложится» на политическую современность.

Отзывы о ««Князь Игорь»: короче о главном»

Tatyana Ryadchikova 7 мая 2015, 04:20
Боже, 5 мая была на опере "Князь Игорь". Что за убожество создал Любимов!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

2 апреля (вт) | 19:00 | РАМТ, драма 2 апреля (вт) | 19:00

Спектакль Алексей Бородина по пьесе английского мэтра Тома Стоппарда.

Премьера

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.

Премьера

20 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 20 апреля (сб) | 19:00

Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.

Премьера

30 марта (сб) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 30 марта (сб) | 19:00

Спектакль-исследование поколения, родившегося в 90-е.

Премьера

6 апреля (сб) | 18:00 | Новое Пространство Театра Наций, интерактивная программа 6 апреля (сб) | 18:00

Спектакль об искусственном интеллекте с роботом в главной роли.