Князь Игорь

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
14 июня 2013

«Князь Игорь»: короче о главном

В Большом театре состоялась премьера оперы в постановке Юрия Любимова.

Этой премьеры в Большом театре ждали давно. Величайшая русская опера (хоть и недописанная) в режиссуре величайшего русского режиссера. 95-летний Юрий Любимов, как и предполагалось, представил публике собственную версию бородинского шедевра. И если идейность концепции мэтра не вызывает сомнений, то вот результат кажется спорным.

Новый «Князь Игорь» длится не четыре с лишним часа, а два с небольшим. Партитуру одной из самых красивых русских опер сократили композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов. Повинуясь идее Любимова, они «выбросили» не только так называемые длинноты-связки, но и знаменитую арию Кончака, и дуэт Кончаковны и Владимира. Режиссер объяснил непростительную для любого меломана жестокость просто — публика не выдерживает, уходит из театра, не досмотрев, чем дело кончилось.

Но, кажется, была и еще одна причина: в режиссерскую версию оперы просто «не вписывались» арии-характеристики, вроде той, что поет Кончак. Половецкий хан предстает в ней благородным воином, которому симпатичен русский князь. А в дуэте Кончаковны и Владимира (сына Игоря) очевидно настоящее чувство между детьми враждующих властителей... Любимов же, по его собственным словам, поставил оперу-трагедию о войне. А это такой зверь, которому не до любви. Во всяком случае, любви с подробностями. Только Ярославну с ее плачем бескомпромиссный мэтр «убрать» не решился. Она все так же ждет своего князя-неудачника, верит ему и всё прощает. Финал — это встреча сбежавшего из плена Игоря и его супруги. Что странно, поскольку их чувство очевидно в этой опере не смыслообразующее. Впрочем, эта странность не единственная.

Художник Зиновий Марголин придумал для любимовской версии сценографию, которая не может вызвать никакой другой реакции, кроме недоумения. Задник — гигантское солнце, которое сменяет черный крест. В сценах с половцами возникает несколько каменных идолов, один на всех бутафорский конь и три телеги. Минимализм в случае с «Игорем» — преступление, эпос требует пафоса. И костюмы в постановке оказались невнятными. Русский народ вместе со своими предводителями одет в какие-то серые лохмотья.

Можно предположить, что это тонкий ход. Любимов не способен никого идеализировать, тем более собственных соплеменников. Женщины у него с горя воют — не отпускают своих защитников от себя. Последние тоже не жаждут славных битв, даже остановить разгул временного князя Владимира Галицкого никто не способен. Ближе к финалу этот народец и вовсе подпевает своим скоморохам, которые высмеивают плененного князя. Но увидев, что батюшка воротился и обнимается с любимой женой, тут же запевают «слава!». Какие уж тут краски в характерах и костюмах? На этом фоне абсолютно чужеродной смотрится сцена половецких плясок. Режиссер показывает ее в образцово-традиционной хореографии Касьяна Голейзовского. А это совсем другая стилистика — здесь вам и лисьи шапки, и расшитые шаровары, и танцы до упаду.

Создается впечатление, что опера в любимовской интерпретации — это грандиозная абстракция. В ней даже главные идеи (показ ужасов войны и намек на необходимость дружбы с опасными соседями) звучат курсивом. А жаль, ведь концепция-то хороша. Зла, торжественна и отлично «ложится» на политическую современность.

Отзывы о ««Князь Игорь»: короче о главном»

Tatyana Ryadchikova 7 мая 2015, 04:20
Боже, 5 мая была на опере "Князь Игорь". Что за убожество создал Любимов!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.