Отзывы о "Князь Игорь"

Князь Игорь Князь Игорь
В избранное
Оценка редакции
Жанр опера
Режиссер-постановщик Юрий Любимов
Композитор Александр Бородин
Дирижер-постановщик Василий Синайский
Длительность 165 мин
Официальный сайт https://www.bolshoi.ru/performances/583/
Возраст 12+

Моя оценка

Наталья Витвицкая
14 июня 2013

«Князь Игорь»: короче о главном

В Большом театре состоялась премьера оперы в постановке Юрия Любимова.

Этой премьеры в Большом театре ждали давно. Величайшая русская опера (хоть и недописанная) в режиссуре величайшего русского режиссера. 95-летний Юрий Любимов, как и предполагалось, представил публике собственную версию бородинского шедевра. И если идейность концепции мэтра не вызывает сомнений, то вот результат кажется спорным.

Новый «Князь Игорь» длится не четыре с лишним часа, а два с небольшим. Партитуру одной из самых красивых русских опер сократили композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов. Повинуясь идее Любимова, они «выбросили» не только так называемые длинноты-связки, но и знаменитую арию Кончака, и дуэт Кончаковны и Владимира. Режиссер объяснил непростительную для любого меломана жестокость просто — публика не выдерживает, уходит из театра, не досмотрев, чем дело кончилось.

Но, кажется, была и еще одна причина: в режиссерскую версию оперы просто «не вписывались» арии-характеристики, вроде той, что поет Кончак. Половецкий хан предстает в ней благородным воином, которому симпатичен русский князь. А в дуэте Кончаковны и Владимира (сына Игоря) очевидно настоящее чувство между детьми враждующих властителей... Любимов же, по его собственным словам, поставил оперу-трагедию о войне. А это такой зверь, которому не до любви. Во всяком случае, любви с подробностями. Только Ярославну с ее плачем бескомпромиссный мэтр «убрать» не решился. Она все так же ждет своего князя-неудачника, верит ему и всё прощает. Финал — это встреча сбежавшего из плена Игоря и его супруги. Что странно, поскольку их чувство очевидно в этой опере не смыслообразующее. Впрочем, эта странность не единственная.

Художник Зиновий Марголин придумал для любимовской версии сценографию, которая не может вызвать никакой другой реакции, кроме недоумения. Задник — гигантское солнце, которое сменяет черный крест. В сценах с половцами возникает несколько каменных идолов, один на всех бутафорский конь и три телеги. Минимализм в случае с «Игорем» — преступление, эпос требует пафоса. И костюмы в постановке оказались невнятными. Русский народ вместе со своими предводителями одет в какие-то серые лохмотья.

Можно предположить, что это тонкий ход. Любимов не способен никого идеализировать, тем более собственных соплеменников. Женщины у него с горя воют — не отпускают своих защитников от себя. Последние тоже не жаждут славных битв, даже остановить разгул временного князя Владимира Галицкого никто не способен. Ближе к финалу этот народец и вовсе подпевает своим скоморохам, которые высмеивают плененного князя. Но увидев, что батюшка воротился и обнимается с любимой женой, тут же запевают «слава!». Какие уж тут краски в характерах и костюмах? На этом фоне абсолютно чужеродной смотрится сцена половецких плясок. Режиссер показывает ее в образцово-традиционной хореографии Касьяна Голейзовского. А это совсем другая стилистика — здесь вам и лисьи шапки, и расшитые шаровары, и танцы до упаду.

Создается впечатление, что опера в любимовской интерпретации — это грандиозная абстракция. В ней даже главные идеи (показ ужасов войны и намек на необходимость дружбы с опасными соседями) звучат курсивом. А жаль, ведь концепция-то хороша. Зла, торжественна и отлично «ложится» на политическую современность.

Отзывы о ««Князь Игорь»: короче о главном»

Tatyana Ryadchikova 7 мая 2015, 04:20
Боже, 5 мая была на опере "Князь Игорь". Что за убожество создал Любимов!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

11 декабря (вт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 11 декабря (вт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.