В Большом театре поставили главный оперный шедевр планеты.

Шедевр Верди в репертуаре Большого отсутствовал больше 10 лет. Что, безусловно, странно, — фривольный сюжет о парижской куртизанке, раскаявшейся и погибшей от чахотки, традиционно вызывает бурю восторгов. А учитывая недовольство публики, которая в своей массе благосклонна исключительно к классическому прочтению шедевров и отказывается воспринимать новаторские идеи в духе черняковских «Руслана и Людмилы», недочет репертуарной политики театра казался не просто досадным, но нелепым. Всё изменилось, благодаря стараниям американского режиссера Франчески Замбелло и ее команды.

Главным впечатлением от вечера с новой «Травиатой» стала радость узнавания: большой стиль никуда не делся. Снова на сцене — роскошный костюмный спектакль с мощными декорациями, убедительным вокалом, предсказуемыми характерами главных героев и мелодраматичным сюжетом про интриги и любовь. Социальный пафос также на месте: продажная любовь во времена чистой наживы — тема, актуальная и сегодня. На виду эстетика, по которой скучал зритель. Другой вопрос, что у этой эстетики есть обратная сторона. Такая «Травиата» мало чем отличается от сотен других: всё в ней согласно «расписанию» и давно утвержденному «плану действий». Немузыкальным критикам разбирать здесь в общем-то нечего: режиссерская концепция кристально ясна. Каждую фразу героев аккуратно и подробно иллюстрируют, «подсвечивают» нужным светом, «подкрашивают» нужными декорациями.

А вот, что, действительно, заслуживает восторгов, так это музыкальное качество нового спектакля. Очевидно, что артисты отнеслись к оперному шлягеру серьезно. Никто не позволил себе петь арии-хиты «спустя рукава», — мол, публика и так будет счастлива услышать знакомый мотив. Солисты и убедили, и порадовали. Как страстно звучал голос Альбины Шагимуратовой, и как трагично — Василия Ладюка (Жорж Жермон)! Оркестр оказался безупречен, помогал солистам демонстрировать вокальный диапазон и тщательно отработанную технику. Кстати, драматические таланты тоже проявились. К куртизанке Виолетте (г-жа Шагимуратова) нельзя было не проникнуться симпатией, и не усмехнуться на реплики ее раздолбая-возлюбленного (Алексей Долгов). Публика с нескрываемым интересом следила за развитием событий и плакала вместе с героями в финале.

В общем команду, осуществившую эту «Травиату», следует поздравить. Их работа, возможно, не самая интересная, но зато самая яркая из тех, что представил Большой театр за последние несколько лет.

фото Дамира Юсупова