«Московская оперетта» заменила «Монте-Кристо» на «Графа Орлова».

Несмотря на то, что конкуренция значительная, «Граф Орлов» выделяется на общем фоне  мюзиклов этой осени. Во-первых, за основу взята не детская сказка («Русалочка») и не выдуманная история с обязательным happy end-ом («Mamma Mia!», «Растратчики»). Во-вторых, у проекта звездный состав солистов (Гусева, Дольникова, Рулла, Балалаев...). Наконец, работала над ним выдающаяся российская команда. Ровно та же, что подарила москвичам успешного «Монте-Кристо». С таким стартовым капиталом меломаны вправе были ожидать грандиозного зрелища. Ожидания в общем и целом оправдались.

Но сначала о грустном. Сильно режет ухо неживой звук, музыка в фонограммной записи и не самые удачные тексты. И потом, сколько можно тиражировать русские народные мифы про медведей, снега и масляницу? Но главный недостаток  — бросающаяся в глаза условность характеров. Исторический сюжет вполне мелодраматичен по своей сути (опальный граф влюбляется в княжну Тараканову, претендующую на трон Екатерины Великой, в ответственный момент ее предает. После ее смерти мучается, но живет дальше). Из него  можно было слепить историю не менее эффектную, чем «Монте-Кристо». Однако, как это ни странно, любовь «прописана» здесь чуть ли не пунктиром. Артистам (безусловно, талантливым, с сильной вокальной и театральной школой) негде разгуляться. Парочка арий, пляски массовки — и вот уже финал, где никто не наказан, счастливых тоже не наблюдается. Понятно, что в этой истории нет плохих и хороших, но ведь и «никаких» тоже нет.

И все же плюсов у «Орлова» гораздо больше, чем минусов. Французская модель мюзиклов (интригующий сюжет, электронный звук, эффектные декорации, эстрадный вокал, звездный состав солистов) у нас прижилась: эмоции бьют через край, даже если неясны мотивы. Очевидно, что все, кто работал над созданием «Орлова», были искренно увлечены. Либреттист Юлий Ким, композитор Роман Игнатьев, режиссер Алина Чевик, сценограф Вячеслав Окунев. В этой четверке отдельное спасибо хочется сказать господам Игнатьеву и Окуневу. Первый сочинил вполне убедительную музыку — в меру сентиментальную и агрессивную. Случаются даже заявки на арии-хиты (к примеру, ария Екатерины). Стараниями второго на сцене были созданы выдающиеся декорации (условная Италия в первом акте и условный Питер — во втором). Костюмы, о которых столько говорилось в пресс-релизах, действительно, хороши. Парча, золото, соболя и бархат, —всё смотрится дорого и стильно.

Все артисты без исключений показали высокий уровень пения и артистизма. Их работы сильны и убедительны. Возможно, немного не хватило эмоций графу (Рагулин), а Екатерина (Гусева) — напротив, с эмоциями перестаралась. Чтобы задушить лирическую суть, ей пришлось много работать. Это ясно, но, кажется, этот как раз тот случай, когда «стоило расхотеть».

В целом же, «Граф Орлов» — еще одна удача «Московской оперетты». Пока он не сравнивается с предыдущей работой, однако звание русского национального мюзикла вполне заслуживает. Тем, кто ратует за своё, родное, пропускать не рекомендуется.

фото Михаила Гутермана