В МХТ им. Чехова Вампилова превратили в оптимиста.

Сергей Пускепалис взялся за пьесу Александра Вампилова очень вовремя. Общество сегодня увлечено политикой, а если не ею, то подготовкой к сезону отпусков или развлечениями (летом по традиции стартуют различные музыкальные и кинофестивали — от премии Муз-ТВ до Кинотавтра). А тут вдруг — на Малой сцене главного драматического театра страны играют Вампилова. Немодную такую историю про русского Гамлета, потерявшего веру в себя и человечества.

Чуть ли не вульгарная простота сюжета: бывший следователь Шаманов (Никита Зверев) не смог наказать виновного сынка большого человека, разочаровался в мире и сбежал в глухомань, в тайгу. Встретив любовь, решил вернуться. Но «Прошлым летом в Чулимске» — это не простенькая мелодрама, не пустой провинциальный анекдот. Вопросы, которые ставит перед своими героями Вампилов, а вслед за ним и Пускепалис- из разряда личных и вечных. Есть ли у каждого из нас надежда на счастье?

Атмосфера безысходности остро чувствуется в декорациях, придуманных Алексеем Вотяковым. Чулимск представлен в виде деревянного помоста и тревожно хлюпающей воды вокруг. Перед зрителем — всегда пьющие мужчины и вечно безнадежно влюбленные женщины. Вампилов через них написал про русский рок, Пускепалис этот рок любит и подсвечивает нежностью. Кажущихся на первый взгляд убогих обывателей он ставит в один ряд с главным героем, опустившимся интеллигентом. Все ищут смысл жизни в любви. Всех можно оправдать. Даже Пашку (Александр Голубев), вынудившего Валентину (Нина Гусева) отдаться ему. Он ведь распознал в ней умение любить по-настоящему. По-детски захотел иметь эту «горлицу» под рукой. Оправдать можно и нелепого бухгалтера Мечеткина (Станислав Дужников), решившегося жениться на Валентине, «раз она девушка». И Дергачева с Хороших (Михаил Хомяков и Наталия Егорова), в которых ненависть друг к друга периодически побеждает взаимную любовь. И Кашкину (Анна Банщикова), готовую на вранье и унижение, лишь бы ее любовник Шаманов не ушел к Валентине.

Все эти бесконечные страсти похожи густой туман, обволакивающий публику. Он втягивает ее в такие глубины, которые обычным поверхностным зрением не разглядеть. Напоминает о том, что важно действительно. О душе, которую хочется сохранить, несмотря ни на что (так, как сохранила ее Валентина). О мире с собой и совестью, в котором надо бы жить каждому (ведь Шаманов в конце концов едет в город, на суд, собираясь отстаивать свою правоту, не страшась кары «большого человека»). Любовь — живая вода для всех. И дай бог публике не считать эту фразу пошлостью. Ведь именно этого хотел драматург Вампилов и хочет сегодня режиссер Пускепалис.

фото (1) — Екатерина Цветкова
фото (2) — Михаил Гутерман