Выступление американской легенды шокировало московскую публику.

Компания Билла Т. Джонса никогда не приезжала в Москву с гастролями, поэтому ждали их с особым трепетом, возлагая надежды и лелея мечты о спектакле-открытии. Все-таки театральная Москва чего только не видела, на каких только легенд мировой сцены не насмотрелась и кому только не кричала «браво». И тут вдруг — последний из могикан — прославленная труппа, никогда не бывавшая в России. Надежды оправдались, фурор произведен был. Вопрос только в том, поняла ли публика, чему именно она аплодировала.

Придя на спектакль труппы, которая знаменита «посмодернисткими» выходками на сцене (отличительная особенность — большинство балетов артисты исполняют в обнаженном виде), зрители разве что не улюлюкали. Вызывающие свистки и неуместные аплодисменты затихли только, когда артисты оделись. Очевидно,  хореография «прошла мимо» внимания публики. В большинстве своем она не заметила ни глубоко смысла танцевального действа, ни сложной техники contemporary-танца, ни вызывающей красоты мизансцен.

Для знатоков современного танца Bill T Jones / Arnie Zane Dance Company — это имя с большой буквы. Компания существует 30 лет и считается наследниками постмодернистов 60-х. Основал ее Билл Т. Джонс и его друг, фотограф Арни Зейн. Влияние Зейна в балетах хорошо прослеживается, — танцоры могут на 2-3 минуты перестать двигаться, из глубины зрительских кресел такие затянутые сценки смотрятся эффектно. «Остановись, мгновение, ты прекрасно», — так можно сказать и про те «отрывки», в которых артисты выступают абсолютно нагими. Здесь нет пошлости, есть чувственность, скрытая, надежно запрятанная и все-таки очевидная. Собственно, ничего «такого» — балет Continious replay повторяет изображение античных ваз, — тот же цвет охры, совершенные мускулистые тела, заставшие в невидимыми копьями в руках, безупречная композиция и «хоровой» бег.  За то время, что длится балет, танцовщики, по замыслу режиссера, должны показать варианты всего 45 движений. А зритель — задуматься, что эти движения означают.  Фоном к визуальному великолепию служит непростая музыка Джона Освадьда с цитатами из «Весны Священной» Стравинского и Седьмой симфонии Бетховена.

Балет оказался неподъемным для московского зрителя, не привыкшего понимать танец иначе, как демонстрацию физической выдержки и умений выделывать затейливые па. Все эти стоп-кадры, медленные амплитуды и,собственно танец, больше похожий на медитацию, отклика в душе российского театрала не нашли. «Нашим» подавай технику, ну или хотя бы харизму.

Последнее, впрочем, труппа продемонстрировала во втором отделении. Балет,  за который Билли Т наградили премией Bessie, носит название D-Man in the Waters и призывает любить Жизнь и не любить Смерть. Тема, кстати, скрывающая в себе массу возможностей для сценической экспрессии. И артисты эти возможности не упустили. Очень точно следуя идее своего постановщика — с помощью движений показали, как люди мучаются, страдают, помогают друг другу, надеются, ищут, пытаются выплыть в мутных волнах жизни, наконец, обретают спасение. Изобретательной хореографию назвать сложно. Но она, безусловно, больше приближена к классической, чем в первых двух показанных балетах. После финального «крылатого» прыжка солиста, мгновенно погас свет, а зритель встрепенулся. Все-таки не зря в театр пришли — и американцы любить-страдать умеют. И не всегда они голые и медитируют.