Отзывы о "Идиот. Возвращение"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
18 февраля 2012

«Идиот. Возвращение»: нежно о важном

Григорий Козлов превратил роман Достоевского в трагикомедию.

Один из самых заметных питерских театров «Мастерская Григория Козлова» снова приехал в российскую столицу на гастроли. На этот раз яркая труппа привезла свой главный спектакль. Постановку «Идиот. Возвращение», заслужившую в числе прочих наград Независимую актерскую премии имени В.И. Стржельчика, видели только завсегдатаи «Золотой Маски». После нынешнего зрительского успеха есть все основания надеяться, что московские театралы порадуются еще не раз.

Григорий Козлов, конечно, рискнул, когда доверил своим ученикам главный роман Достоевского. Нужна была колоссальная сила воли и отеческая мудрость, чтобы заставить совсем молодых людей примерить на себя философию русского классика. Кроме того, исключить из этой философии мрачность. Трагикомический посыл в спектакле — исключительная находка. И он нисколько не умаляет серьезности и глубины романа. Даже напротив, нежная ирония, с которой «козлята» вчитываются в Достоевского, становится движущей силой четырехчасового действия. Невыносимая в любых других обстоятельствах подробнейшая инсценировка превратилась здесь в безусловный плюс. Да, долго, да, подробно ... Зато какое неподдельное удовольствие сосуществования, соигры. Зритель поневоле вовлечен в действие, он жадно всматривается в детали и вслушивается в паузы.

Живая искренность, с которой актеры работают на сцене, делают невозможным циничную объективность оценок. Яркие, сильные сцены, сменяющие одна другую, врезаются в память. Козлов каким-то непостижимым способом сумел приблизить героев многолюдного романа к сегодняшней действительности. Он не переносил место действия, не надевал на актеров балетные пачки и рокерские сапоги... но он превратил знакомые со школьной скамьи образы в сегодняшние типажи с узнаваемыми чертами.

Очевидно детское любопытство Мышкина (Евгений Шумейко), горький гнев Настасьи Филипповны (Мария Валешная), страстная злоба Рогожина (Сергей Алимпиев). Бесспорна непосредственность Лизаветы Прокофьевны (Александра Мареева), невольное плутовство генерала Епанчина (Константин Гришанов), вкрадчивая заинтересованность трех сестер Аглаи, Аделаиды и Александры (Полина Сидихина, Мария Поликарпова, Арина Лыкова). Убедителен измученный сам собой нервный Ганя (Николай Куглянт) и всегда неуместный генерал Иволгин (Алексей Ведерников)... Лебедев, Тоцкий, Фердыщенко, Коля... да все герои многолюдного романа в исполнении «козлят» — самое верное доказательство того, что психологический театр не умер, а театральная традиция по-прежнему торжествует.

Светлый юмор как будто просвечивает всю постановку изнутри, делая ее одной из тех редчайших театральных работ, которые, несмотря на сложность заданной темы, являются интеллектуальным праздником. Немало способствует этому очевидное равноправие действующих лиц (и актеров, их играющих). Все люди, и все люди хорошие. Немыслимое сегодня режиссерское «не осуждение» считывается буквально с первых минут действия. «Идиот» «Мастерской» — прежде всего добрый спектакль. А доброта, как известно, подразумевает и ум, и глубину , и талант ее обладателей.

Отзывы о ««Идиот. Возвращение»: нежно о важном»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.

Премьера

24 марта (вс) | 12:00 | Музыкальный театр им. Н. И. Сац, балет, детский 24 марта (вс) | 12:00

Балет по мотивам сказки Шарля Перро, приуроченный к 200-летию Мариуса Петипа.