Идиот. Возвращение

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
18 февраля 2012

«Идиот. Возвращение»: нежно о важном

Григорий Козлов превратил роман Достоевского в трагикомедию.

Один из самых заметных питерских театров «Мастерская Григория Козлова» снова приехал в российскую столицу на гастроли. На этот раз яркая труппа привезла свой главный спектакль. Постановку «Идиот. Возвращение», заслужившую в числе прочих наград Независимую актерскую премии имени В.И. Стржельчика, видели только завсегдатаи «Золотой Маски». После нынешнего зрительского успеха есть все основания надеяться, что московские театралы порадуются еще не раз.

Григорий Козлов, конечно, рискнул, когда доверил своим ученикам главный роман Достоевского. Нужна была колоссальная сила воли и отеческая мудрость, чтобы заставить совсем молодых людей примерить на себя философию русского классика. Кроме того, исключить из этой философии мрачность. Трагикомический посыл в спектакле — исключительная находка. И он нисколько не умаляет серьезности и глубины романа. Даже напротив, нежная ирония, с которой «козлята» вчитываются в Достоевского, становится движущей силой четырехчасового действия. Невыносимая в любых других обстоятельствах подробнейшая инсценировка превратилась здесь в безусловный плюс. Да, долго, да, подробно ... Зато какое неподдельное удовольствие сосуществования, соигры. Зритель поневоле вовлечен в действие, он жадно всматривается в детали и вслушивается в паузы.

Живая искренность, с которой актеры работают на сцене, делают невозможным циничную объективность оценок. Яркие, сильные сцены, сменяющие одна другую, врезаются в память. Козлов каким-то непостижимым способом сумел приблизить героев многолюдного романа к сегодняшней действительности. Он не переносил место действия, не надевал на актеров балетные пачки и рокерские сапоги... но он превратил знакомые со школьной скамьи образы в сегодняшние типажи с узнаваемыми чертами.

Очевидно детское любопытство Мышкина (Евгений Шумейко), горький гнев Настасьи Филипповны (Мария Валешная), страстная злоба Рогожина (Сергей Алимпиев). Бесспорна непосредственность Лизаветы Прокофьевны (Александра Мареева), невольное плутовство генерала Епанчина (Константин Гришанов), вкрадчивая заинтересованность трех сестер Аглаи, Аделаиды и Александры (Полина Сидихина, Мария Поликарпова, Арина Лыкова). Убедителен измученный сам собой нервный Ганя (Николай Куглянт) и всегда неуместный генерал Иволгин (Алексей Ведерников)... Лебедев, Тоцкий, Фердыщенко, Коля... да все герои многолюдного романа в исполнении «козлят» — самое верное доказательство того, что психологический театр не умер, а театральная традиция по-прежнему торжествует.

Светлый юмор как будто просвечивает всю постановку изнутри, делая ее одной из тех редчайших театральных работ, которые, несмотря на сложность заданной темы, являются интеллектуальным праздником. Немало способствует этому очевидное равноправие действующих лиц (и актеров, их играющих). Все люди, и все люди хорошие. Немыслимое сегодня режиссерское «не осуждение» считывается буквально с первых минут действия. «Идиот» «Мастерской» — прежде всего добрый спектакль. А доброта, как известно, подразумевает и ум, и глубину , и талант ее обладателей.

Отзывы о ««Идиот. Возвращение»: нежно о важном»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.