«Страдания юного Бальзаминова» превратили в гимн материнской любви.




Молодой питерский театр Григория Козлова в Москве гостит часто. Столичным театралам полюбился фирменный стиль «козлят» — душевность их спектаклей и обезоруживающая искренность актерской игры. После оглушительного успеха «Старшего сына» и «У ковчега в восемь» «Мастерская» привезла в ТЦ «На Страстном» спектакль «Страдания юного Бальзаминова. Грезы любви».

Комедию классика о так и несостоявшейся женитьбе Григорий Козлов превратил в трогательную историю жизни маленького человека, вдруг оказавшегося один на один с судьбой, но без мамы. Поэтому начало у спектакля получилось не столько сатирическое, сколько лирическое. Узнаваемый гоголевский фарс присутствует здесь постольку поскольку, острые углы сатиры сглажены милосердной к чудакам разного толка интонацией этого маленького театра. Мишеньку Бальзаминова (Максим Студеновский) на этой сцене любят и жалеют. Он ведь, кажется, похож на другого маменькиного сынка (спектакль посвящен памяти легендарной мамы самого режиссера).

Козлов и его актеры понимают и оправдывают материнское чувство — они не осуждают бездумную жертвенность вдовы Бальзаминовой (достойная работа Алены Артемовой), ее слепого обожания, распахнутого сердца. В спектакле выпестован каждый жест любящей женщины, даже манеры наседки и взгляд кроткой голубицы... Нежности очаровательной в своей глупости «маменьки» мешают Мишеньке жить своей жизнью, не дают перерасти собственное детство с байковым одеяльцем, банькой и теплым молоком на ночь. В результате герой превращается в некое подобие славного дурачка на выданье. Что ж, таких много и сегодня. Плохо это или хорошо?, — финальное троеточие, пожалуй, лучший ответ на вопрос, куда приводят мечты. Точнее грезы любви.

Важная деталь — актеры обходятся без многослойного старческого грима и сложных декораций. Все просто, при этом остроумно и свежо. Напрасны и опасения насчет неизбежных, вроде бы, параллелей с советским кинохитом. «Женитьба...» — самобытная постановка — подарок всем, кому не чужд сентиментальный театр нового времени. Вчерашние студенты в течение трех часов дарят зрителю сердечный свет и трепет, неадекватный печальной реальности. Хотите прочувствовать это на себе — не пропустите на сцене ТЦ «На Страстном»  февральские гастроли «Мастерской» (труппа покажет еще один свой спектакль — «Идиот»).