Персона. Тело Симоны

Персона. Тело Симоны Персона. Тело Симоны
В избранное
Оценка редакции
Режиссер-постановщик Кристиан Люпа
Жанр драма

Моя оценка

Наталья Витвицкая
3 апреля 2012

Спектакли Кристиана Люпы в Москве: мука смертная

Две части триптиха польского мэтра произвели эффект разорвавшейся бомбы.

Две постановки Кристиана Люпы показал столичным театралам фестиваль «Золотая маска». Части незавершенного мэтром триптиха посвящены «героиням XX века». Философу Симоне Вайль и голливудской кинодиве Мэрилин Монро.

Адептов и хулителей творчества польского мастера примерно поровну. Первые захлебываются от восторга, рассуждая о психологическом трансе, в который он погружает зрителя, его жестоком режиссерском методе (Люпа ставит актеров в невыносимые условия, заставляет часами импровизировать, выносить на сцену интимные переживания). Вторые утверждают, что в постановках Люпы много скуки, бессюжетности и бездействия, а также совсем необязательного обнажения актеров на сцене. Тем не менее спорить с тем, что Люпа — живой классик, нет смысла. Этот режиссер меняет театральную реальность вокруг себя. Создается впечатление, что он сдирает кожу с тела, и маску с души своих персонажей-актеров. Они для него суть одно и то же. Поэтому работает он всегда с исключительными артистами, которым есть, что сказать и публике, и режиссеру, и себе самим. Такими, как Малгожата Браунэк (Элизабет из «Тела Симоны» и Сандра Коженяк (Мэрилин из «Мэрилин»).

Спектакль «Персона. Тело Симоны» напоминает четырехчасовой психологический эксперимент, проверку на прочность. Время бежит, а на сцене так ничего и не происходит. Актриса ведет бессмысленный спор с режиссером, пригласившим ее на роль философа Симоны Вайль. Он предлагает такую трактовку образа, с которым она не согласна, — будто бы вся философия Вайль вызвана ее комплексами, желанием отдаться мужчине, поиском чувства. В итоге же профессиональный спор (чья трактовка лучше) сводится к интеллектуальным баталиям на тему Бога, доброй воли и возможностей духовного роста.

Сценография Люпы выглядит схематичной. Зритель видит то ли заброшенный барак, то ли действующий цех завода. Стены и крыша подтекают, повсюду ржавчина, кажется, плесень. Существовать в таких условиях дискомфортно, философствовать — тем более. Визуальное нагнетание — логическое продолжение душевных терзаний героини. Ближе к финалу образ появляется образ Симоны Вайль. Как сон или призрак, измученная актриса поговорит с ним, потом обнимет и уснет на железной кровати. Очень может быть, что навсегда.

Безусловной духовной смертью главной героини заканчивается спектакль «Персона. Мэрилин». Мэрилин лежит обнаженная на столе, напоминающем жертвенник, а ее видеопроекция горит на глазах у ошалевшей публики. Это несомненная метафора смерти Монро-личности. Погубивший ее гламурный образ, напротив, бессмертен. Люпа сделал спектакль о настоящей Мэрелин, нервной, истеричной женщине, погрязшей в собственных комплексах, обреченной на нелюбовь и непонимание. Она отчаянно борется за себя настоящую. Это очевидно и в безумных разговорах с педагогом по актерскому мастерству, фотографом, психоаналитиком, и даже случайным сексуальным партнером. Ко всем им она пристает с вопросом «а ты меня любишь»? И ни от кого не слышит слов, которых так жаждет. На сцене Мэрилин всегда полуобнажена. И это как раз тот редкий случай, когда прием оправдан. Голливудская небожительница на самом деле была такой — с голым нутром. Голое тело здесь только символ.

Радикальный способ Люпы заключается в жестоком исследовании человека. В свержении кумиров, которых не было. В открывании Личностей. Это «погружение» уникально, и потому действует на зрителя как гипноз. Гипноз самопознания.

Отзывы о «Спектакли Кристиана Люпы в Москве: мука смертная»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Вт, 27 фев | Гоголь-центр, драма Вт, 27 фев

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.

Премьера

Вт, 27 фев | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 27 фев

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Премьера

Ср, 28 фев | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 28 фев

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.