Театр п/р Табакова под занавес сезона выпустил кассовый хит с участием Марины Зудиной, Константина Хабенского и самого Олега Павловича.

Для рецензии на новый спектакль «Табакерки» достаточно было бы огласить звездный состав исполнителей — и публика бы бросилась скупать
билеты. Однако считаем своим долгом предупредить, что помимо раскрученных артистов в программке значится еще и режиссер Константин Богомолов, который совершенно не собирается растворяться в актерах, а хочет поведать миру свое видение великой пьесы. Его концепция заключается в том, что все персонажи «Чайки» помешаны не на театре и творчестве, а на успехе. Просто одни сумели его добиться, а другие —
нет.


Тригорин и Аркадина в исполнении Хабенского и Зудиной просто купаются в лучах славы — публика приветствует каждый их выход аплодисментами. А Треплев и Заречная (молодой Павел Ворожцов и студентка РАТИ Яна Осипова) пытаются прикрыть свою жгучую зависть претензиями на новые формы. Кстати, этих новых форм немало и в самом спектакле. В промежутках между сценами на занавес проецируют какой-то артхаусный видеоряд с оторванными головами античных статуй. Нина в четвертом акте нюхает кокаин и пытается отдаться Треплеву, а тот в порыве отчаяния шпарит
на гитаре Шевчука вперемешку с Визбором.

Действие чеховской пьесы перенесено в условные советские годы. Маша (отличная работа Яны Сексте) тут носит школьную форму с черным фартуком — вместо «траура по загубленной жизни». По телевизору заевшей пластинкой крутят рассказ Гагарина о полете в космос. А живут герои не в усадьбе на берегу колдовского озера, а в каком-то сером зале с бетонными стенами и грязными стеклами — то ли бывшем ДК, то ли заброшенном классе словесности с портретом Толстого, где вдруг ожили литературные персонажи.

Но там, где режиссер на время усмиряет свою буйную фантазию и дает актерам просто поиграть, случаются настоящие прорывы. Например, Константин Хабенский с большим чувством и знанием дела читает монолог Тригорина о цене славы, а героиня Марины Зудиной пытается удержать любовника не пустой лестью, а грамотным применением Камасутры. Эта сладкая парочка так трогательно держится за руки и так часто целуется на людях, что Олегу Табакову, играющему доктора Дорна, приходится останавливать рвение жены.

В общем, если вы терпимо относитесь к режиссерским фокусам и любите истории из жизни звезд, то вполне можете получить удовольствие от этого спектакля, балансирующего на грани авангарда и старинного бенефисного театра.

Марина Шимадина,
Журнал «Ваш досуг» № 25 (29 июня — 10 июля 2011)