В Мастерской Фоменко — уникальная премьера. Режиссер нефоменковской школы Виктор Рыжаков с командой приглашенных артистов поставил пьесу Александра Володина как новую драму с эелементами цирка.

Отправляясь на премьеру, постарайтесь забыть фильм Никиты Михалкова с Гурченко и Любшиным, постановку в «Современнике» с Яковлевой и Гармашом, а заодно и все спектакли Мастерской Петра Фоменко, которые вам приходилось видеть. Здесь все будет совсем не так. Мы привыкли от актеров-фоменок ждать «легкого дыхания» и «изящных кружев», а классика советской драматургии вписывать в реалии совкового быта. Режиссер Виктор Рыжаков, известный постановками пьесИвана Вырыпаева, пошел другим путем: он отказался от примет времени — коммунальных кухонь, черно-белых телевизоров и телефонов в общем коридоре — и поставил «Пять вечеров» как новую драму.


Нет, он не стал раздавать героям мобильники и одевать молодежь в джинсовые куртки. Действие пьесы по-прежнему происходит где-то в конце 50-х, но время это обозначено лишь несколькими штрихами. На квадратном помосте сцены лишь одна стена с дверным проемом, поначалу заклеенным бумагой. Дверь, вешалка в прихожей и радиоточка на стене изображены с помощью компьютерной анимации. Но с появлением Ильина эта тщательно нарисованная «как у всех» жизнь Тамары трещит по швам: бумага рвется, дверь открывается нараспашку.

Понятно, что в этом условном пространстве нельзя играть в привычном бытовом ключе. Вместо квасного психологизма здесь царит веселая и чуть хулиганская эксцентрика. Актеры ни минуты не стоят на месте: то зарядку сделают, то на стену полезут от избытка чувств, а то и вовсе зависнут над сценой, как шагаловские любовники, нарушая закон всемирного тяготения. Особенно хороши женские роли. Полина Агуреева играет свою героиню нелепым существом с дребезжащим голосом, засохшим и скукожившимся без любви, как цветок без полива. Молоденькая Катя в исполнении студентки Школы-студии МХАТ Яны Черных, напротив, брызжет энергией и изображает бывалую даму, принимая отвязные позы. Даже эпизодическая роль Зинки из гастронома — истаскавшейся и полинявшей клоунессы — у актрисы Малого театра Евгении Дмитриевой получилась маленьким шедевром. Игорь Гордин играет чуть сдержаннее. Задача его героя — выманить Тамару из ее улиточного домика и вновь почувствовать себя женщиной. Для режиссера не важно, в каком веке живут герои, ходят ли они в гастроном или ездят за покупками в «Ашан». Важно, что только любовь может придать объем их плоской жизни и научить летать.

Марина Шимадина
Журнал «Ваш досуг» № 14 (13 - 24 апреля 2011 года)