Художественный руководитель Театра Пушкина Евгений Писарев решительно осовременил пьесу «Много шума из ничего»: героев Шекспира он одел в камуфляж, потом раздел до трусов и отправил зажигать.

Известно, что средний возраст театрального зрителя — 30–50 лет. Новый худрук Театра Пушкина решил поспорить со статистикой и завлечь к себе молодежь, которая душным театральным залам предпочитает кино и ночные клубы. Он и персонажей Шекспира делает такими же модными тусовщиками: они носят стильные современные наряды, развлекаются на костюмированных вечеринках, пьют шампанское и танцуют под живую музыку московской группы W/. Короче, красиво прожигают жизнь.Пьеса начинается с того, что отряд доблестных рубак возвращается с войны и с места в карьер пускается в бои на любовном фронте.


У Шекспира это война условная, у Евгения Писарева солдаты одеты в английскую боевую форму новейшего образца — точь-в-точь такую носил на сборах принц Уильям. Этим отчасти объясняется тот странный факт, что брутальных мужиков в камуфляже и беретах здесь называют принцами и графами. Высокий штиль шекспировской комедии в новом переводе Екатерины Ракитиной немного снижен: герои тут не стесняются в выражениях и «распутную тварь» прямо называют «шлюхой». Но все равно изысканные словесные поединки в устах современных героев звучат так же странно, как выглядят их поступки с точки зрения сидящего в зале зрителя. Почему, например, принцу Арагонскому понадобилось лично сватать невесту для своего подчиненного, и зачем его брату, хоть и трижды завистнику и негодяю, клеветать на бедную девушку, чтобы расстроить свадьбу? И к чему все эти розыгрыши и переодевания современным людям, далеким от ренессансной карнавальной культуры?

Спектакль не дает ответа на эти вопросы. У него другая задача — развлекать. И с ней режиссер отлично справляется. Публике не дают скучать ни минуты: то споют, то станцуют, то устроят небольшой стриптиз. Прекрасно сложенный актер Александр Арсентьев целую сцену проводит в одних трусах, заставляя млеть девушек в зале. Да и мужчинам есть на кого посмотреть: миловидная Анна Бегунова, соблазнительная Александра Урсуляк, да и остальные молодые артистки, одетые в мини, тут дивно хороши. За комедию в спектакле отвечают Игорь Теплов и Сергей Миллер, играющие двух полицейских в духе «тупой и еще тупее» — и срывают больше всех аплодисментов. А за драму отдувается один Андрей Заводюк в роли страдающего отца оклеветанной Геро. Евгений Писарев пытался показать двойственную природу шекспировской пьесы, где от веселья один шаг до трагедии. Но что поделать — веселье ему всегда удается лучше.

Марина Шимадина
Журнал «Ваш досуг» № 19
(18–29 мая 2011)