Маска и душа

Маска и душа Маска и душа
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Юрий Любимов
Длительность 90 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
26 апреля 2011

Рецензия на спектакль «Маска и душа»

Юрий Любимов поставил спектакль, посвященный жизни и судьбе Антона Чехова.

Легендарный театр выпустил премьеру о священной корове русского театра. После юбилейного года браться за Чехова было опасно — публика, что называется, переела. Однако Любимову удалось обновить чеховскую биографию до нужной степени неузнаваемости. Очевидный интерес вызывает у зрителя полуторачасовое полотно писательской судьбы, его мысли, терзавшие его вопросы, узнаваемый скепсис... И, наконец, главное — присутствие Чехова в дне сегодняшнем.


Любимов изменил привычную систему чеховских координат, убедительно доказав, что Чехов — явление не столько русское, сколько общемировое. Его писательской истине покорны и прошлое, и настоящее, и будущее. Поэтому органично смотрятся на сцене объединенные с личной перепиской Чехова его рассказы, воспоминания современников, фрагменты байроновской поэмы «Каин» и переведенные на язык театра страницы книги Федора Шаляпина. В любой мизансцене, будь то допрос и обыск у знаменитого певца, гибель Мейерхольда или каиновская речь о несправедливости Бога — незримо присутствует Чехов. И пусть писатель не жил в то время, о котором идет речь, но его прозрения относительно человеческой природы безошибочны и точны. Чехов — гениальный соглядатай, и Любимов дает это понять.

Он выводит на сцену главного героя (Чехова играет Андрей Смиреннов) дозированно. Зрителю как будто дарят привычный образ — пальто, зонт-трость, шляпа, пенсне, характерное покашливание... Про знаменитые галоши актеры, одетые в костюмы чеховских персонажей, поют шутливую песенку. Иногда только писатель проговаривает выдержки из собственных писем друзьям и вздыхает, затем скрывается в полутьме кулис.

Отдельно стоит сказать о сахалинской сцене — Чехов сидит на телеге, которую везет бритый на полголовы каторжник. Казалось бы, минутная зарисовка, мазок режиссерской кисти. А сахалинский период чеховской биографии становится видимым, отчетливым.

В остальное время на сцене,уже без Чехова, течет жизнь его героев (Любимов включил в спектакль рассказы «Маска», «Святою ночью», «Живая хронология», «Мелюзга», «В суде», «Учитель», «Пассажир первого класса» и повесть «Степь»). Перед зрителем возникает целая галерея образов: невинно осужденный крестьянин, смертельно больной учитель, монах-паромщик, инженер, мечтающий о настоящей славе, Егорка в степи. Все это — узнаваемый серенький люд, со своими проблемами и проблемками, душами и надетыми на эти души масками. Чехов-врач маски эти срывает, ставит горький диагноз: скучно и плохо живут люди, им бы поменять всё, но — не умеют, не хотят, не понимают.

Неожиданно ново звучат здесь чеховские тихие призывы: «Читайте Библию! Балбесы!» и «Помни, совершенным творением Бога является человеческая душа — нравственная архитектура». О нравственности говорит зрителю и Любимов — вслед за своим кумиром — негромко, интеллигентно. Мэтр включил в сценографию церковные колокола и святые образа, а в музыкальное оформление спектакля — колокольный звон, песнопения и молитвы. Чехов был воспитан в религиозном священном трепете, веру свою до конца не принял, однако в конце пути пришел именно к ней. К ней же, по всей видимости, должен прийти и зритель.

Однозначна хороша в таком контексте инфернальная сценография спектакля, для которой Любимов выбрал скульптуру Эрнста Неизвестного «Рука скорби», зеркало «Солнце» и живопись Татьяны Назаренко. В зеркале отражается скоротечность жизни, в картинах — ее суть и радость. А белоснежная десница, распростертая над человеческими судьбами, есть точный образ роковой предопределенности для всех и каждого.

В финале на прощание рука взметнется в единственном порыве, вслед уплывающему в вечность плоту, на котором стоит сам Чехов и его герои. Глядя на них, захочется в который раз вчитаться, вдуматься в чеховские истины. Посожалеть о прекрасном в нас, усмехнуться некрасивому, поверить в будущее.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Маска и душа»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.