Отзывы о "Екатерина Ивановна"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
27 мая 2014

«Екатерина Ивановна»: на смерть женщины

«Черешневый лес» привез в Москву главный спектакль Ярославского театра.

Репутация Ярославского театра им. Волкова как одного из самых заметных в стране не вызывает сомнений (театр — постоянный участник конкурсной программы «Золотой маски», постановки активно обсуждаются критиками). Но кроме профессионалов в Москве спектакли «волковцев» знают мало. «Черешневый лес» сделал попытку исправить ситуацию и привез в столицу главный хит ярославцев — «Екатерину Ивановну»  Евгения Марчелли, чей режиссерский почерк часто критикуется за излишнюю экспрессивность, граничащую с вульгарностью.

«Екатерина Ивановна» — спектакль по тексту Леонида Андреева. Интонации надрыва, атмосфера мрачных предчувствий, идеи бессмысленности существования… Экспрессия, с которой Андреев, писатель Серебряного века,  рассказывал историю распада одной семьи, Марчелли умножил на десять. И превратил в историю распада Личности и Общества. Жанр спектакля он определил как «драму в 2-х частях с разрывом». Уточнение про разрыв оправдано. Распадается в этой истории все: семья, дружба, любовь.

Один выстрел видного общественного деятеля Георгия Стибелева (отличная работа Владимира Майзингера), подозревающего свою жену в измене с «ничтожеством Ментиковым (Николай Шрайбер), становится причиной страшных перемен. Екатерина Ивановна (Анастасия Светлова получила за роль «Золотую маску») превращает подозрение мужа в реальность — изменяет на самом деле. И если в первом акте ее еще можно как-то оправдать (смертельная обида на мужа), во втором от правды жизни не остается ничего. События разворачиваются в инфернальной плоскости, в «красном безумии», от которого нет спасения. В выкрашенной в цвет свежего мяса мастерской художника (одного из друзей дома Стибелевых, не приминувших воспользоваться безумием Екатерины Ивановны) героиня отдается всем подряд, уничтожая себя с каждой новой нелепой связью.

Во втором акте Марчелли показывает отношение мужчин к главной героине с жестокой буквальностью. Ее раздевают, рассматривают, насилуют. Спорят, кому она достанется сегодня, а кому завтра. Она подчиняется и молчит. Ближе к финалу  сходит с ума. В спектакле много обнаженки, но зритель реагирует спокойно. Грубая откровенность здесь полностью оправдана. Это только способ режиссера доказать мысль автора: страшно быть человеком-вещью в обществе, девиз которого — потребление. Сначала это система  «употребит» тебя, а потом — саму себя.

Екатерина Ивановна (470531)
Вы можете изменить этот текст

Отзывы о ««Екатерина Ивановна»: на смерть женщины»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора