Отзывы о "Фронтовичка"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
14 апреля 2011

Рецензия на спектакль «Фронтовичка»

Личную драму фронтовой Мадонны Марии Небылицы рассказал в Москве знаменитый Коляда-театр.

Несмотря на весь трагизм предложенной молодым драматургом Анной Батуриной ситуации (Небылица потеряла ребенка, а с фронта дождалась жениха с беременной невестой), главная героиня лишена ореола святой мученицы. Никакой рефлексии или показной чернухи. Коляда поставил спектакль о бедных и сильных людях, как всегда, сумев сделать подручными средствами. Тем самым он приблизил чудо театра к самому носу всяких там эстетствующих позеров и апологетов фальшивой мелодраматичной мишуры. Итогом стала спустившаяся на душу после закрытия занавеса — тишь да гладь, божья благодать.


Мировая несправедливость — явление, что называется, повсеместное. И Николай Коляда это хорошо знает, превращая в героев обычных людей, он не кружит вокруг пресловутой народности. Он ее выпестовывает, делает общей, нашей. Его правда о человеке всегда ясна, и характеры — как типажи, мысли — как прозрачное зеркало. Мария Небылица — архетип военной женщины, закаленной в боях, спрятавшей женственность. Она лихо воюет и так же лихо любит. Она девочка-умница, все понимает, со всем мирится. И ее несбывшееся ожидание любимого не возводится ею в ранг греческой трагедии. Она продолжает жить дальше. По-другому, тише, но жить, учить девиц балету в местном ДК. Балетные па, которые пытаются изобразить задубелые тела местных колхозниц вызывают улыбку и рассеивают черноту очевидного здесь натурализма. При этом Небылица у Коляды — «Девушка моей мечты», героиня из постоянно демонстрирующегося на заднике немецкого кино с Марикой Рёкк в главной роли. Это их нелепое сходство-различие подчеркнуто одинаковым костюмом и высокой прической. Только вот песни эти женщины поют разные. Жители городка, куда занесла фронтовчику судьба, однако, воспринимают экранную героиню и Небылицу одинаково — как нечто недосягаемое (училась в хореографическом училище, воевала, жених бросил). И реакция у них на ее жизненные вехи, и на киноперипетии одинаковые: «Вот б...», «Ах, какая красивая!», «У него нож», «У них любовь», «Он её убьёт».

Когда к Фронтовчике приедет Он, такой непохожий на бравого солдатика из ее любовной мечты, ее осенит — «потешиться пришел». И она с отчаянной веселостью вдруг выпалит — больна сифилисом. Солдатик тот пырнет бывшую невесту ножом, а когда она очухается, то уедет. На край света, за счастьем и за новой любовью.

Сюжет для новой драмы, однако у Коляды чернушная действительность сочетается не только с традиционными для него трогательными сантиментами (и про любовь песни поются, и хорошие шутки шутятся), но и с постановкой проблемы, с исследованием души, которая находится на самом краю. Какую сторону от этого края она выбирает — об этом и есть спектакль. Небылица выбирает жизнь. И фоном к такому вот эпилогу звучит вовсе не фальшиво-радостная «Утренняя песня» Дунаевского, затянутая нестройных хором «подружек» главной героини, а настоящая, живая «Ода к радости» Бетховена. Та самая, мелодию которой эти же недалекие, простые люди поют с настоящими лицами, а в глазах у них стоят слезы горечи и любви, слезы победы.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Фронтовичка»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.