Фронтовичка

Фронтовичка Фронтовичка
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Николай Коляда
Длительность 140 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
14 апреля 2011

Рецензия на спектакль «Фронтовичка»

Личную драму фронтовой Мадонны Марии Небылицы рассказал в Москве знаменитый Коляда-театр.

Несмотря на весь трагизм предложенной молодым драматургом Анной Батуриной ситуации (Небылица потеряла ребенка, а с фронта дождалась жениха с беременной невестой), главная героиня лишена ореола святой мученицы. Никакой рефлексии или показной чернухи. Коляда поставил спектакль о бедных и сильных людях, как всегда, сумев сделать подручными средствами. Тем самым он приблизил чудо театра к самому носу всяких там эстетствующих позеров и апологетов фальшивой мелодраматичной мишуры. Итогом стала спустившаяся на душу после закрытия занавеса — тишь да гладь, божья благодать.


Мировая несправедливость — явление, что называется, повсеместное. И Николай Коляда это хорошо знает, превращая в героев обычных людей, он не кружит вокруг пресловутой народности. Он ее выпестовывает, делает общей, нашей. Его правда о человеке всегда ясна, и характеры — как типажи, мысли — как прозрачное зеркало. Мария Небылица — архетип военной женщины, закаленной в боях, спрятавшей женственность. Она лихо воюет и так же лихо любит. Она девочка-умница, все понимает, со всем мирится. И ее несбывшееся ожидание любимого не возводится ею в ранг греческой трагедии. Она продолжает жить дальше. По-другому, тише, но жить, учить девиц балету в местном ДК. Балетные па, которые пытаются изобразить задубелые тела местных колхозниц вызывают улыбку и рассеивают черноту очевидного здесь натурализма. При этом Небылица у Коляды — «Девушка моей мечты», героиня из постоянно демонстрирующегося на заднике немецкого кино с Марикой Рёкк в главной роли. Это их нелепое сходство-различие подчеркнуто одинаковым костюмом и высокой прической. Только вот песни эти женщины поют разные. Жители городка, куда занесла фронтовчику судьба, однако, воспринимают экранную героиню и Небылицу одинаково — как нечто недосягаемое (училась в хореографическом училище, воевала, жених бросил). И реакция у них на ее жизненные вехи, и на киноперипетии одинаковые: «Вот б...», «Ах, какая красивая!», «У него нож», «У них любовь», «Он её убьёт».

Когда к Фронтовчике приедет Он, такой непохожий на бравого солдатика из ее любовной мечты, ее осенит — «потешиться пришел». И она с отчаянной веселостью вдруг выпалит — больна сифилисом. Солдатик тот пырнет бывшую невесту ножом, а когда она очухается, то уедет. На край света, за счастьем и за новой любовью.

Сюжет для новой драмы, однако у Коляды чернушная действительность сочетается не только с традиционными для него трогательными сантиментами (и про любовь песни поются, и хорошие шутки шутятся), но и с постановкой проблемы, с исследованием души, которая находится на самом краю. Какую сторону от этого края она выбирает — об этом и есть спектакль. Небылица выбирает жизнь. И фоном к такому вот эпилогу звучит вовсе не фальшиво-радостная «Утренняя песня» Дунаевского, затянутая нестройных хором «подружек» главной героини, а настоящая, живая «Ода к радости» Бетховена. Та самая, мелодию которой эти же недалекие, простые люди поют с настоящими лицами, а в глазах у них стоят слезы горечи и любви, слезы победы.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Фронтовичка»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.