Отзывы о "Зажги мой огонь"

Оценка редакции
Алена Данилова
12 апреля 2011

Рецензия на спектакль «Зажги мой огонь»

Актуальный театр с человеческим лицом. Таким подзаголовком следовало бы снабдить новую постановку Театра.doc.

Однако остроумные люди, сделавшие спектакль «Зажги мой огонь», наверняка сочли бы такое предложение вполне занудным. В любом случае, они уточнили название иначе: «Этюды из жизни Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса». И это, кстати, чистая правда, несмотря даже на то, что речь в спектакле идет не о наркозависимых рок-идолах 60-х, а о вполне безвестных, хотя и творческих молодых людях и девушках XXI столетия.

Идея взглянуть на современную жизнь сквозь призму прошлого и сделать далеких исторических личностей ближе и роднее, объяснив, как мало они от нас сегодняшних отличаются, прямо скажем, не нова. В Центре драматургии и режиссуры шли когда-то «Пленные духи» Агеева-Пресняковых про хулиганистых декадентов Серебряного века, в РАМТе с уже большим размахом играют культовый «Берег утопии» Стоппарда — про не менее хулиганистых анархистов. В общем, идея благодатная, поэтому пользуется популярностью. И все же, положенная в основу премьерного спектакля в Театре.doc, она показалась свежей чуть не до гениальности.


Не сказать, чтобы постановочный материал отличался чем-то особенным. Пьеса, которой фактически нет, сымпровизирована в процессе работы под руководством Саши Денисовой, журналиста и театрального деятеля, и режиссера Юрия Муравицкого. Она содержит несколько историй, в которых мило соединяются известные факты из жизни упомянутых музыкантов с до боли знакомым нынешнему поколению тридцатилетних бытом — пионерским детством, отвязной юностью, совковой романтикой, пьянками, дурацким бунтарством и много чем еще. Впрочем, эти сюжеты — лишь часть довольно-таки сумбурного и неожиданно трансформирующегося целого, в котором есть место талантливо сделанным пародиям (например, в эпизоде «Дженис дает интервью Флярковскому в прямом эфире телеканала "Культура"», где условная «Дженис» рассказывает о себе под монотонное гудение интервьюера, продолжающего задавать свой вопрос), безбашенному безобразию, вроде введения в действие инопланетян, и прочим шалостям, которые так хорошо удаются театральным людям.

Вот, кстати, еще один важный момент: актеры и авторы спектакля не пытаются поведать о чем-то постороннем или глобальном, обобщенном громким «наше поколение». Они ведут диалоги и монологи от первого, как бы собственного лица, и рассказы о непростой актерской жизни плавно вытекают из истории о том, как провалилась кинематографическая карьера Моррисона. Да и «Моррисон» совсем по-нашему стоит перед умело шаржированной экспертной комиссией какого-нибудь ВГИКа. С одной стороны, конечно, это слегка сужает круг посвященных, готовых от души похохотать над актерскими и журналистскими шуточками. А с другой — рождает атмосферу интимности, панибратства, вызывающую острое желание непременно к этому кругу приобщиться.

При чем тут все-таки Моррисон с Джоплин и Хендриксом? Честно говоря, ни при чем особо. Такое ощущение, что у кого-то из создателей спектакля «Зажги мой огонь» была коллекция раритетных номеров журнала Rolling Stone 1968-го, на обложках которого вся троица побывала один за другим. А может быть, кто-то из них все детство фанател от The Doors. В любом случае, зритель не в обиде за легендарные хиты The End, Mercedez Benz и, конечно, Light My Fire, под которые дуракаваляют Арина Маракулина, Алексей Юдников, Ильяс Тамеев, Анна Егорова, Михаил Ефимов и Талгат Баталов, облаченные в знатные хипповские прикиды. Ну, и смешно, правда, когда папу Джима Моррисона, адмирала, жена ругает за то, что он не купил картошки. Или когда пьяные Джим и Джими заваливаются домой под Alabama Song, Дженис выпроваживает Хендрикса, а Моррисон боится, что теперь он их будет обзывать расистами...

На данный момент новое, рок-н-ролльное приобретение Театра.doc вызывает нездоровый ажиотаж в подвальчике в Трехпрудном переулке, куда пытаются прорваться модные драматурги, молодящиеся критикессы и неизвестные в кашемировых пальто. Для тех, кстати, кто никогда там не бывал, уточним: здесь фойе нет, и буфетом не пахнет, а сцена и зал — это маленький и душный подвал жилого дома. Так что — нервным просьба удалиться. Все остальные имеют шанс познакомиться с хорошим образчиком живого театрального искусства, не сбрасывающего классику ни с какого парохода, на место в истории не претендующего, и оттого еще более симпатичного.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Зажги мой огонь»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.

Премьера

24 марта (вс) | 12:00 | Музыкальный театр им. Н. И. Сац, балет, детский 24 марта (вс) | 12:00

Балет по мотивам сказки Шарля Перро, приуроченный к 200-летию Мариуса Петипа.