Зажги мой огонь

Оценка редакции
Алена Данилова
12 апреля 2011

Рецензия на спектакль «Зажги мой огонь»

Актуальный театр с человеческим лицом. Таким подзаголовком следовало бы снабдить новую постановку Театра.doc.

Однако остроумные люди, сделавшие спектакль «Зажги мой огонь», наверняка сочли бы такое предложение вполне занудным. В любом случае, они уточнили название иначе: «Этюды из жизни Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса». И это, кстати, чистая правда, несмотря даже на то, что речь в спектакле идет не о наркозависимых рок-идолах 60-х, а о вполне безвестных, хотя и творческих молодых людях и девушках XXI столетия.

Идея взглянуть на современную жизнь сквозь призму прошлого и сделать далеких исторических личностей ближе и роднее, объяснив, как мало они от нас сегодняшних отличаются, прямо скажем, не нова. В Центре драматургии и режиссуры шли когда-то «Пленные духи» Агеева-Пресняковых про хулиганистых декадентов Серебряного века, в РАМТе с уже большим размахом играют культовый «Берег утопии» Стоппарда — про не менее хулиганистых анархистов. В общем, идея благодатная, поэтому пользуется популярностью. И все же, положенная в основу премьерного спектакля в Театре.doc, она показалась свежей чуть не до гениальности.


Не сказать, чтобы постановочный материал отличался чем-то особенным. Пьеса, которой фактически нет, сымпровизирована в процессе работы под руководством Саши Денисовой, журналиста и театрального деятеля, и режиссера Юрия Муравицкого. Она содержит несколько историй, в которых мило соединяются известные факты из жизни упомянутых музыкантов с до боли знакомым нынешнему поколению тридцатилетних бытом — пионерским детством, отвязной юностью, совковой романтикой, пьянками, дурацким бунтарством и много чем еще. Впрочем, эти сюжеты — лишь часть довольно-таки сумбурного и неожиданно трансформирующегося целого, в котором есть место талантливо сделанным пародиям (например, в эпизоде «Дженис дает интервью Флярковскому в прямом эфире телеканала "Культура"», где условная «Дженис» рассказывает о себе под монотонное гудение интервьюера, продолжающего задавать свой вопрос), безбашенному безобразию, вроде введения в действие инопланетян, и прочим шалостям, которые так хорошо удаются театральным людям.

Вот, кстати, еще один важный момент: актеры и авторы спектакля не пытаются поведать о чем-то постороннем или глобальном, обобщенном громким «наше поколение». Они ведут диалоги и монологи от первого, как бы собственного лица, и рассказы о непростой актерской жизни плавно вытекают из истории о том, как провалилась кинематографическая карьера Моррисона. Да и «Моррисон» совсем по-нашему стоит перед умело шаржированной экспертной комиссией какого-нибудь ВГИКа. С одной стороны, конечно, это слегка сужает круг посвященных, готовых от души похохотать над актерскими и журналистскими шуточками. А с другой — рождает атмосферу интимности, панибратства, вызывающую острое желание непременно к этому кругу приобщиться.

При чем тут все-таки Моррисон с Джоплин и Хендриксом? Честно говоря, ни при чем особо. Такое ощущение, что у кого-то из создателей спектакля «Зажги мой огонь» была коллекция раритетных номеров журнала Rolling Stone 1968-го, на обложках которого вся троица побывала один за другим. А может быть, кто-то из них все детство фанател от The Doors. В любом случае, зритель не в обиде за легендарные хиты The End, Mercedez Benz и, конечно, Light My Fire, под которые дуракаваляют Арина Маракулина, Алексей Юдников, Ильяс Тамеев, Анна Егорова, Михаил Ефимов и Талгат Баталов, облаченные в знатные хипповские прикиды. Ну, и смешно, правда, когда папу Джима Моррисона, адмирала, жена ругает за то, что он не купил картошки. Или когда пьяные Джим и Джими заваливаются домой под Alabama Song, Дженис выпроваживает Хендрикса, а Моррисон боится, что теперь он их будет обзывать расистами...

На данный момент новое, рок-н-ролльное приобретение Театра.doc вызывает нездоровый ажиотаж в подвальчике в Трехпрудном переулке, куда пытаются прорваться модные драматурги, молодящиеся критикессы и неизвестные в кашемировых пальто. Для тех, кстати, кто никогда там не бывал, уточним: здесь фойе нет, и буфетом не пахнет, а сцена и зал — это маленький и душный подвал жилого дома. Так что — нервным просьба удалиться. Все остальные имеют шанс познакомиться с хорошим образчиком живого театрального искусства, не сбрасывающего классику ни с какого парохода, на место в истории не претендующего, и оттого еще более симпатичного.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Зажги мой огонь»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.