СЕРёЖА СЕРёЖА
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Кирилл Вытоптов
Длительность 100 мин
Возраст 16+

Моя оценка

Наталья Витвицкая
4 марта 2011

Рецензия на спектакль «СЕРёЖА»

Спектакль на одном дыхании, — такой эпиграф можно было дать постановке «Сережа», идущей на Другой сцене «Современника».

С еще одним удачным экспериментом, главными героями которого являются молодой режиссер и молодые актеры, можно поздравить Галину Волчек, придумавшую проект «Опыты». Карт-бланш, который худрук дает начинающим звездам своего театра дорогого стоит. Литературный материал они выбирают сами, в качестве реквизита и декораций пользуются закромами своей alma mater. В доверии рождаются спектакли, фонтанирующие идеями, в них очевидны и молодой задор, и выгодная театру неискушенность, и увлеченность игрой.


Для дебюта в «Современнике» режиссер Кирилл Вытоптов, выпускник мастерской Олега Кудряшова, выбрал два рассказа Антона Чехова — «Учитель словесности» и «Страх». Связующее звено между ними — тема любовного угасания, перерождение искрящегося чувства в обыденность, ненужность. В «Учителе» главный герой Сергей Никитин влюблен в Манюсю Шелестову, во втором — охвачен злой страстью к супруге помещика Силина — Марье Сергеевне. За любовными перипетиями маячит другая, чеховская тема, — жизнь медленно, но верно превращающаяся в пошлость.

Душевные метания Никитина играет молодой, но уже заметный актер Никита Ефремов (внук Олега Ефремова), — играет с подкупающей искренностью, правдиво, тонко, трогательно. Его герой мучительно осознает собственное «я», супружескую жизнь, совместное будущее. Однако никакой тяжеловесности, все происходящее на сцене похоже на чудный этюд — живой и обаятельный.

Начиная с самой первой сцены перед нами — талантливая театральная выдумка. Вот Манюся (Дарья Белоусова), похожая на циркачку в маленьких шнурованных ботинках и цилиндре, с разбегу запрыгивает на плечи к Полянскому (Илья Лыков), потом вдруг садится на шпагат, как будто обращаясь к отцу — «смотри, как я умею». А вот конная прогулка семейства Шелестовых. Подлокотники кожаных диванов заменили актерам лошадей, а солома, разбросанная повсюду, — поля, проносящиеся мимо.

Сцена похорон Иполлита Иполлитовича: с изумлением перед собственной смертью, друг Сережи обводит глазами друзей, вытаскивая из-под полы пиджака какие-то веточки и траву. Его увозят на черном диване, а пространство сцены разъезжается. Как над его могилой, над этой дырой стоят остальные.

Потом вдоль длинной-длинной классной доски проносится гимназистка в кудряшках (Елена Плаксина), она проводит мокрой тряпкой по белым буквам и вдруг, на бегу, неожиданно делает сальто. Очутившись на кожаном диване перевоплощается в дряхлеющую почти слепую няню сестер Шелестовых. Еще через пару актов — в роковую красавицу, умоляющую «забрать ее отсюда».

Такая внезапная смена ролей за два часа спектакля случится не однажды, глава семейства Шелестов станет горьким пьяницей Гаврюшей, улыбчивый штабс-капитан Полянский — учителем истории с глупыми глазами — Рыжицким, а в финале — погибающим под тяжестью собственных невеселых мыслей помещиком Силиным. Демонстрация актерских возможностей в пределах разных жанров здесь очень кстати, — зритель восхищен, обезоружен, он хочет еще. А благодарные актеры продолжают озорничать и печалиться одновременно.

Они взрослеют вместе со своими героями, и из дерзких и ярких влюбленных превращаются в смирившихся с окружающей и внутренней пустотой людей поживших. Как Рыжицкий из «Страха», разуверяются они в жизни и любви.

В финале спектакля «могила» так и не сомкнется, как будто замрет в ожидании новой молодости, побежденной смертью, тоской и страхом. Несмотря на такой оглушающе тихий финал этого шумного, многоголосого спектакля, Вытоптов со своими актерами избежал чувства безысходности. На горизонте все равно маячит призрачная надежда. В чем, о ком она? — неясно, но, главное, — она по Чехову — есть.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «СЕРёЖА»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.