Отзывы о "СЕРёЖА"

Оценка редакции
25 марта 2019 (пн) | 19:30Полное расписание
Современник(Тургеневская)
100 мин
16+
Сегодня билеты просматривали 13 раз
Наталья Витвицкая
4 марта 2011

Рецензия на спектакль «СЕРёЖА»

Спектакль на одном дыхании, — такой эпиграф можно было дать постановке «Сережа», идущей на Другой сцене «Современника».

С еще одним удачным экспериментом, главными героями которого являются молодой режиссер и молодые актеры, можно поздравить Галину Волчек, придумавшую проект «Опыты». Карт-бланш, который худрук дает начинающим звездам своего театра дорогого стоит. Литературный материал они выбирают сами, в качестве реквизита и декораций пользуются закромами своей alma mater. В доверии рождаются спектакли, фонтанирующие идеями, в них очевидны и молодой задор, и выгодная театру неискушенность, и увлеченность игрой.


Для дебюта в «Современнике» режиссер Кирилл Вытоптов, выпускник мастерской Олега Кудряшова, выбрал два рассказа Антона Чехова — «Учитель словесности» и «Страх». Связующее звено между ними — тема любовного угасания, перерождение искрящегося чувства в обыденность, ненужность. В «Учителе» главный герой Сергей Никитин влюблен в Манюсю Шелестову, во втором — охвачен злой страстью к супруге помещика Силина — Марье Сергеевне. За любовными перипетиями маячит другая, чеховская тема, — жизнь медленно, но верно превращающаяся в пошлость.

Душевные метания Никитина играет молодой, но уже заметный актер Никита Ефремов (внук Олега Ефремова), — играет с подкупающей искренностью, правдиво, тонко, трогательно. Его герой мучительно осознает собственное «я», супружескую жизнь, совместное будущее. Однако никакой тяжеловесности, все происходящее на сцене похоже на чудный этюд — живой и обаятельный.

Начиная с самой первой сцены перед нами — талантливая театральная выдумка. Вот Манюся (Дарья Белоусова), похожая на циркачку в маленьких шнурованных ботинках и цилиндре, с разбегу запрыгивает на плечи к Полянскому (Илья Лыков), потом вдруг садится на шпагат, как будто обращаясь к отцу — «смотри, как я умею». А вот конная прогулка семейства Шелестовых. Подлокотники кожаных диванов заменили актерам лошадей, а солома, разбросанная повсюду, — поля, проносящиеся мимо.

Сцена похорон Иполлита Иполлитовича: с изумлением перед собственной смертью, друг Сережи обводит глазами друзей, вытаскивая из-под полы пиджака какие-то веточки и траву. Его увозят на черном диване, а пространство сцены разъезжается. Как над его могилой, над этой дырой стоят остальные.

Потом вдоль длинной-длинной классной доски проносится гимназистка в кудряшках (Елена Плаксина), она проводит мокрой тряпкой по белым буквам и вдруг, на бегу, неожиданно делает сальто. Очутившись на кожаном диване перевоплощается в дряхлеющую почти слепую няню сестер Шелестовых. Еще через пару актов — в роковую красавицу, умоляющую «забрать ее отсюда».

Такая внезапная смена ролей за два часа спектакля случится не однажды, глава семейства Шелестов станет горьким пьяницей Гаврюшей, улыбчивый штабс-капитан Полянский — учителем истории с глупыми глазами — Рыжицким, а в финале — погибающим под тяжестью собственных невеселых мыслей помещиком Силиным. Демонстрация актерских возможностей в пределах разных жанров здесь очень кстати, — зритель восхищен, обезоружен, он хочет еще. А благодарные актеры продолжают озорничать и печалиться одновременно.

Они взрослеют вместе со своими героями, и из дерзких и ярких влюбленных превращаются в смирившихся с окружающей и внутренней пустотой людей поживших. Как Рыжицкий из «Страха», разуверяются они в жизни и любви.

В финале спектакля «могила» так и не сомкнется, как будто замрет в ожидании новой молодости, побежденной смертью, тоской и страхом. Несмотря на такой оглушающе тихий финал этого шумного, многоголосого спектакля, Вытоптов со своими актерами избежал чувства безысходности. На горизонте все равно маячит призрачная надежда. В чем, о ком она? — неясно, но, главное, — она по Чехову — есть.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «СЕРёЖА»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Премьера

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.

Премьера

20 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 20 апреля (сб) | 19:00

Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.

Премьера

30 марта (сб) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 30 марта (сб) | 19:00

Спектакль-исследование поколения, родившегося в 90-е.

Премьера

6 апреля (сб) | 18:00 | Новое Пространство Театра Наций, интерактивная программа 6 апреля (сб) | 18:00

Спектакль об искусственном интеллекте с роботом в главной роли.

28 марта (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 28 марта (чт) | 19:00

Всего три актера разыгрывают гоголевскую поэму.