Кроткая Кроткая
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Игорь Лысов
Длительность 90 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
23 марта 2011

Рецензия на спектакль «Кроткая »

Такой «Кроткой» зритель еще не видел, — история мазохистской любви ростовщика и нищенки разыграна на сцене ШДИ под звуки хитов группы ДДТ.

Режиссер Игорь Лысов сделал попытку поставить фантастический рассказ Достоевского на современный лад. Чтобы и музыка, и секс, и танцы. Энергетика дня сегодняшнего в таком сценическом решении, безусловно, есть, но и ничего кроме. Музыка раннего Юрия Шевчука не менее самодостаточна, чем рассказ Достоевского. И несмотря на понятную идею соединить русскую прозу с русским роком, гармоничного союза не вышло. Одна только невнятица.


Первое, что бросается в глаза — смелое отношение к первоисточнику. Лысов игнорирует целые куски, связки и монологи. Человеку, «Кроткой» не читавшего, невозможно понять ни начала, ни конца этой истории. Рассказ будто бы должен быть о мучительной любви палача и жертвы, но здесь это не очевидно. На поверхности — бессвязный набор эпизодов, наспех скрепленный узнаваемыми мелодиями уважаемого Юрия Юлиановича.

Сначала Она приходит к Нему закладывать драгоценности. Затем Он жалеет ее, дает ей денег. Один спор, один обморок, вот они уже вместе, сцена с пистолетом, с мятыми купюрами и... всё. Оказывается, герои были женаты, и без нее ему свет не мил. Зачем, отчего Кроткая покончила собой, бросившись из окна? Откуда вдруг в ростовщике возникло чувство потери? Он ее любил? Мучил? Она — его? Вопросы закономерны, в спектакле же нет ни одного ответа.

Лысов акцентирует внимание зрителя на Кроткой, которую играет Виктория Костюхина. Играет из рук вон плохо, — манерничает, заламывает руки, по-старушечьи трясется, пафосно кричит, суетится... Актрисе не удалось показать ни отчаяния молодой девушки, ни ее нервозности, болезненности, ни обреченности, ни будто бы возникшей в ней любви к мучителю. Алексей Кобычев, играющий роль ростовщика, не похож на классического подпольного человека, эгоиста и фанфарона, с его маниями и склонностью к мазохизму. Никаких душевных терзаний не читается в его облике и манерах, как не читается и равнодушия. Что за герой, что за характер? — одна сплошная неудача.

Отношения его с Кроткой не очевидны с самого начала и до конца. И потому кульминационная сцена, в которой ростовщик закидывает Кроткую смятыми купюрами, а она ползает по полу, собирает их, тоже не смотрится. Сопереживать нечему, осознавать нечего.

Стоит, однако, упомянуть сценографию — спектакль идет в 7-ой студии театра, кабинете, похожем на пенал. Замкнутое пространство, в котором существует только убогая кровать, несколько образов и стол со стулом, идеально для камерной «Кроткой». Свет, играющий с деталями, тоже более или менее удачен (кровавые отсветы в финале, нерешительная полоска света из открывающейся двери в тот момент, когда Кроткая приходит к Ростовщику за деньгами и т. д.).

Что касается музыки (хиты ДДТ звучат в живом исполнении оркестра, расположившегося тут же на сцене) — она прекрасна. Сама по себе. Странный парный танец, который случается у героев под мелодии песен о родине, весне и дожде, судя по всему, есть символ интимных отношений, но уж очень он претенциозен и неуклюж. И уж точно ни этот танец, ни музыка ничего не добавляют к идее показать фатальность непонимания между мужчиной и женщиной, их одиночества и зависимости друг от друга, конечной гибели.

Спектакль Игоря Лысова очень спорный. Можно долго и подробно рассуждать о деталях, но здесь не получилось показать сложные психологические нюансы, которые так необходимы любой постановке, уж тем более — Достоевского. А это значит — не получилось, к сожалению, ничего.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Кроткая »»

Lisavetta Yashina 23 марта 2011, 11:57
Сама идея единения "Кроткой" и Шевчука мне не понятна совершенно. Эклектика музыки и того, что происходит на сцене, слишком уж сбивает с толку. Показать актуальность и современность истории, произошедшей в Петербурге то-ли Достоевского, то-ли Шевчука, тоже не получилось... Хотя музыка исполнена великолепно, и инструментальный состав мне показался очень интересным - скрипка, аккордион, гитара и там-тамы.
Виктория, она же "Кроткая", обсолютно не убедительно выглядит, в их тандеме с Алексеем явно какой-то диссонанс,
однако сам Алексей Кобычев, на мой взгляд, очень-даже создает впечатления трусливого и циничного ростовщика со склонностью к мазохизму и самокопанию. Ему мне хотелось поверить, но помешала Виктория.
Финал с разбросанными купюрами выглядит как-то суетливо, и человеку, с произведением не знакомому, сюжетная линия действительно может быть не совсем понятна. Поэтому лучше сначала прочесть рассказ.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.